Юлия Валериановна Жадовская. Биография. Жадовская, юлия валериановна Жадовская юлия валериановна биография

Юлия Валериановна Жадовская. Биография

Родилась 29 июня 1824 года в с. Субботине Любимского уезда Ярославской губернии, имении своего отца, крупного губернского чиновника, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Рано лишившись матери, она была взята на воспитание бабкой и провела детство в ее поместье, с. Панфилове Буйского уезда Костромской губернии. Бабка мало занималась образованием девочки, болезненной, родившейся калекой - без левой руки и с тремя пальцами на правой; но та пристрастилась к чтению и самостоятельно выучилась писать. В возрасте тринадцати лет она около года находилась в Костроме, у своей тетки А. И. Корниловой, в 20-30-е годы выступавшей в журналах со стихами под своей девичьей фамилией Готовцова.

На пятнадцатом году жизни Жадовская поступила в костромской частный пансион. Молодой преподаватель П. М. Перевлесский, впоследствии видный филолог, обнаружил у нее незаурядные литературные способности и одобрительно отнесся к ее первым поэтическим опытам. Но вскоре пансион закрылся, и Жадовская с 1840 года поселилась в доме отца, в Ярославле. Перевлесский, переведшийся в ярославскую гимназию, был приглашен к ней домашним учителем. Молодые люди полюбили друг друга. Несколько лет их чувства сохранялись в тайне, но когда они, намереваясь обвенчаться, открылись отцу Жадовской, тот решительно воспротивился браку дочери с бедным разночинцем, сыном дьякона, и добился его перевода в Москву. Жадовская, подчинившись воле отца, осталась в его доме, где прожила еще двадцать лет. Литературные занятия стали единственной отдушиной в ее безрадостном существовании. Главным мотивом стихов, а затем и многих прозаических произведений послужила пережитая ею любовная драма.

Заинтересовавшись стихами дочери, Жадовский в 1843 году повез ее в Москву и в Петербург, где она познакомилась со многими литераторами. М. П. Погодин оценил дарование молодой поэтессы и в том же году поместил в "Москвитянине" ее этнографический очерк "Проводы масленицы в Буйском и Солигалицком уездах" и два стихотворения - "Лучший перл таится..." и "Много капель светлых...". С этих пор стихи Жадовской часто появлялись в журнале.

В 1846 году Жадовская выпустила в Петербурге свои "Стихотворения". Книга вызвала сочувственные рецензии в ряде журналов. Строже других был отзыв Белинского. Затем стихи Жадовской публиковались в различных журналах и альманахах.

В 1847 году была напечатана повесть Жадовскои "Простой случай". За ней последовал ряд рассказов, повестей и романов; наиболее значительным среди них явился роман "В стороне от большого света" ("Русский вестник", 1857).

В 1858 году появился второй сборник "Стихотворений". Кроме многих перепечатанных из первой книги, сюда вошло большое число новых произведений, наряду с глубоко-личными - и стихи гражданского звучания. Книга была тепло принята критикой (рецензии Добролюбова, В. Майкова, Писарева; известна также положительная оценка Чернышевского). Добролюбов, в частности, отнес сборник "к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". {Н. А. Добролюбов, Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1962, с. 134.}

В том же году вышли "Повести Юлии Жадовской".

В дальнейшем Жадовская свои стихи почти не публиковала. Все реже появляются и ее прозаические произведения. Напечатав роман "Женская история" и повесть "Отсталая" ("Время", 1861), она совсем прекратила литературную деятельность.

В 1862 году Жадовская вышла замуж за давнего друга семьи, врача К. Б. Севена, и лишь тогда освободилась от материальной и нравственной опеки отца. Последние годы жизни она провела в купленном ею после смерти отца имении, с. Толстикове Костромской губернии, где и умерла 23 июля 1883 года.

Брат поэтессы, П. В. Жадовский, после ее смерти издал "Полное собрание сочинений Ю. Жадовской" в четырех томах (СПб., 1885-1886), куда вошли ее стихи, проза и часть писем. В этом издании в нескольких случаях восстановлены строфы, исключенные, вероятно, цензурой из прижизненных изданий. Однако стихотворения Жадовскои собраны здесь очень неполно; издателем не включены сюда "слишком слабые, неотделанные пьесы", ряд произведений из рукописных тетрадей и те из стихотворений, вошедших в сборник 1846 года, которые Жадовская не перепечатала в сборнике 1858 года. Имеющиеся в тексте некоторых стихотворений разночтения, по сравнению с прижизненными публикациями Жадовской, никак не мотивированы и потому не могут считаться проявлением ее последней авторской воли.

Стихотворения поэта

Биография

Родилась в селе Субботино Любимского уезда Ярославской губернии в семье отставного флотского офицера Валериана Никадровича Жадовского. Появилась на свет с физическим недостатком - без кисти левой руки и только с тремя пальцами на правой. Рано потеряв мать, подорвавшую своё здоровье из-за мужа-деспота, воспитывалась у бабушки, потом у тётки А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов XIX века . Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Жадовская успехами в русской словесности обратила на себя особое внимание преподававшего этот предмет П. М. Перевлесского (впоследствии профессора Александровского лицея). Он стал руководить её занятиями и развивать её эстетический вкус. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Жадовской не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль , и для неё наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Узнав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез её в Москву и в Петербург , чтобы дать ход её дарованию.

В Москве Жадовская познакомилась с М. П. Погодиным , напечатавшим в «Москвитянине» несколько её стихотворений. В Петербурге она познакомилась с князем П. А. Вяземским , Э. И. Губером , А. В. Дружининым , И. С. Тургеневым , М. П. Розенгеймом и другими писателями. В 1846 году Жадовская издала свои стихотворения, давшие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с А. С. Хомяковым , М. Н. Загоскиным , И. С. Аксаковым и другими славянофилами , однако сама славянофилкой не стала.

Напишите отзыв о статье "Жадовская, Юлия Валериановна"

Примечания

Источники

  • А. М. Скабичевский , Песни о женской неволе в поэзии Ю. В. Жадовской. («Сочинения», т. I).
  • В. С. Карцов . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жадовская, Юлия Валериановна

– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
– Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:
– Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.
– Ну, мечи же! – сказал Ростов.
– Ох, московские тетушки! – сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты.
– Ааах! – чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить.
– Однако ты не зарывайся, – сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать.

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.
Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.
«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.
Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.

Населенный пункт: с. Субботино Любимского р-на; г. Ярославль

Родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в с. Субботине Любимского уезда Ярославской губернии в семье Валериана Никандровича Жадовского, чиновника особых поручений при ярославском губернаторе, позже занимавшего должность председателя ярославской гражданской палаты. Матерью Ю. В. Жадовской была выпускница Смольного института Александра Ивановна Готовцева, чьи успехи в учебе были отмечены на почетной золотой доске.

Будущая поэтесса с детства отличалась слабым здоровьем и неважным зрением, кроме того, вследствие травмы, полученной ее матерью на ранних сроках беременности, у Ю. В. Жадовской отсутствовала левая рука и была недоразвита правая. После смерти матери девочку отдали на воспитание бабушке Н. П. Готовцевой, проживавшей в с. Панфилово Буйского уезда Костромской губернии. С трехлетнего возраста Ю. В. Жадовская пристрастилась к чтению и перечитала всю небольшую библиотеку Н. П. Готовцевой.

В тринадцать лет Ю. В. Жадовскую отправили в Кострому к тетке А. И. Готовцевой – Корниловой, известной поэтессе, которая в течение года обучала Ю. В. Жадовскую на дому, а затем определила ее в пансион Прево-де-Люмен (Прево-де-Люмьен), чтобы племянница могла получить хорошее образование. В пансионе Ю. В. Жадовская оставалась недолго, так как образование, которое она могла получить в этом учебном заведении, казалось ей недостаточным. Вскоре она убедила своего отца в том, что домашнее обучение намного лучше обучения в пансионе, и он забрал девушку в Ярославль.

Домашним учителем Ю. В. Жадовской стал преподаватель ярославской гимназии П. М. Перевлесский. Именно благодаря его моральной поддержке Ю. В. Жадовская начала писать стихи. Одно из ее первых стихотворений было отправлено П. М. Перевлесским в Москву и опубликовано в 1844 г. в «Москвитянине» втайне от самой поэтессы. П. М. Перевлесский стал не только учителем Ю. В. Жадовской, но и ее возлюбленным, однако официально оформить отношения им помешал В. Н. Жадовский, не допускавший мысли о неравном браке, ведь Жадовские были старинным дворянским родом. Отец Ю. В. Жадовской настоял о переводе П. М. Перевлесского в Москву, где последний сумел сделать карьеру в образовании, став профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и написав несколько трудов по русской литературе. Поэтессе ничего не оставалось, как примириться с решением отца. Чтобы не чувствовать себя одинокой, а также из благородных побуждений Ю. В. Жадовская стала заботиться о сироте, своей двоюродной сестре А. Л. Готовцевой, практически заменив ей мать. Позже А. Л. Готовцева вышла замуж за профессора Демидовского лицея Федорова В. Л. и написала воспоминания о Ю. В. Жадовской.

Узнав о талантах дочери, В. Н. Жадовский стал приобретать для нее все литературные новинки, а также отвез ее в Москву и Петербург. Там Ю. В. Жадовской посчастливилось познакомиться с известными писателями: И. С. Тургеневым, П. А. Вяземским и другими. Первые стихотворения Ю. В. Жадовской были опубликованы в «Москвитянине», «Русском Вестнике», «Библиотеке для чтения», а в 1846 г. в Петербурге был издан сборник стихотворений. Творчество Ю. В. Жадовской было по достоинству оценено современниками, в том числе и литературным критиком В. Г. Белинским, который проанализировал сборник стихотворений в своей статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года». Высокую оценку первому сборнику стихов Ю. В. Жадовской дал талантливый критик конца 1840-х годов В. Н. Майков.

В конце 1840-х годов Ю. В. Жадовская пыталась объединить литературные и культурные силы. Она завела в доме отца на Духовской улице салон, где собиралась публика, не лишенная интереса к искусству и наукам, встречалась с купцами – собирателями рукописей и исторических материалов Семеном Серебрениковым и Егором Трехлетовым. Вместе с С. Серебрениковым она организовала в 1849 и 1851 годах издание двух выпусков «Ярославского литературного сборника», причем без содействия властей, силами и на средства соавторов. В 1858 г. был издан второй сборник стихотворений Ю. В. Жадовской, получивший положительные отзывы Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова. Некоторые стихотворения Ю. В. Жадовской настолько полюбились читателям, что были положены на музыку и стали романсами, а стихотворение «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» стало народной песней.

Начиная с 1857 г. поэтесса ушла в прозу, которая носила автобиографический характер (роман «В стороне от большого света»). Сюжет ее ранних произведений – трагическая любовь. Второй роман Ю. В. Жадовской «Женская история» был опубликован в 1861 г. на страницах журнала братьев Достоевских «Время», спустя несколько месяцев вышла в свет повесть «Отпетая».

В начале 60-х гг. XIX в. из-за семейных обстоятельств и материальных проблем Ю. В. Жадовская перестала заниматься литературной деятельностью. Она пожертвовала собой ради старого друга семьи Жадовских ярославского доктора Карла Богдановича Севена. Когда у него умерла жена, Ю. В. Жадовская вышла за него замуж и стала матерью его детям, закончив свой путь как поэтесса и писательница. Она говорила: «Любовь ушла из моего сердца, и поэзия оставила меня».

До сих пор биографы Ю. В. Жадовской считали, что вплоть до 1870 г. поэтесса жила с семьей в Ярославле. Но из ее писем видно, что с 1863 г. Ю. В. Жадовская и К. Б. Севен жили в Костроме. Здесь Ю. В. Жадовская занималась цветоводством, участвовала в благотворительных спектаклях в пользу погоревшего театра и в организации литературных вечеров.

Ю. В. Жадовская в течение пяти лет ухаживала за тяжело больным отцом, а после его смерти заболел и умер ее муж. Поэтессе пришлось заботиться о его детях. Не только эти обстоятельства не позволили ей больше писать стихи и романы. Ю. В. Жадовская давно и очень сильно болела, ее зрение ухудшилось. Все это не способствовало творческой деятельности.

После смерти мужа Ю. В. Жадовская приняла решение «поселиться в обетованной земле», приобрела усадьбу в с. Толстиково Буйского уезда Костромской губернии, недалеко от Буя и деревни Панфилово, села ее бабушки, где поэтесса провела свое детство. С 1873 г. Ю. В. Жадовская жила в Толстикове. Незадолго до смерти, по мнению исследователя ее творчества В. А. Благово, она снова вернулась к поэтическому творчеству. Умерла 28 июля (9 августа) 1883 г. в усадьбе Толстиково Буйского уезда, похоронена в селе Воскресенье, рядом с могилой своего мужа.

Произведения:

  1. Жадовская Ю. Нива: [стихи] // Поэзия российских деревень. М., 1982. С. 25.
  2. Жадовская Ю. Отрывки из неоконченного рассказа; «Ты спросила, отчего я…» ; Скучный вечер: [стихи] // Ярославский литературный сборник. 1850. Ярославль, 1851. С. 24-36.
  3. Жадовская Ю. Разная участь; Скрытое горе; Скоро весна [и др. стихотворения] // Ярославский литературный сборник. 1849. Ярославль, 1849. С. 67-69 ; .
  4. Жадовская Ю. [стихи, биогр. очерк] // Русские поэты: Антология. М., 1996. С. 426-429.
  5. Жадовская Ю. В. Биография. Стихи: Молитва; Ты скоро меня позабудешь; Невыдержанная борьба; Не зови меня безстрастной; Нет, никогда; Кто мне родня // Гербель Н. Русские поэты. Б. м., Б. г., с. 577-580.
  6. Жадовская Ю. В. В стороне от большого света: роман в 3 ч.; Отсталая: повесть. М., 1993. 364, с.
  7. Жадовская Ю. В. [Две элегии] // Русская элегия XVIII – начала XX века. Л., 1991. С. 432.
  8. Жадовская Ю. В. Избранные стихотворения. Ярославль, 1958. 159 с.
  9. Жадовская Ю. В. Молитва к Божией Матери: [стихи] // Ярославские епархиальные ведомости. 1992. № 8. С. 6.
  10. Жадовская Ю. В. Переписка: повесть // Дача на Петергофской дороге: Проза рус. писательниц первой половины XIX века. М., 1986. С. 323-342.
  11. Жадовская Ю. В. Письма Юлии Валерьяновны Жадовской Ю. Н. Бартеневу: 1845-1852 гг. // Щукинский сборник. Вып. 4-й. М., 1905. С. 311-359.
  12. Жадовская Ю. В. Стихи [с приложением биогр. справки] // Поэты 1840-1850-х годов. Л., 1972. С. 271-293.
  13. Жадовская Ю. В. Стихотворения. Кострома, 2004. 240 с.
  14. Жадовская Ю. В. «Ты всюду предо мной: повеет ли весна…» ; «Много лет ладью мою носило…»: [элегии] // Русская элегия XVIII – начала XX века. Л., 1991. С. 432.

Рецензии:

  1. Аксаков С. Т. О романе Ю. Жадовской «В стороне от большого света» // Русаков В. Знаменитые русские девушки. М., 1998. С. 101-103.
  2. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г. / Собр. соч.: В 3 т. М., 1956. Т. 3. С. 667-669.
  3. Григорьев Ап. Русская изящная литература в 1852 году // Соч. СПб., 1876. Т. 1. С. 79.
  4. Майков В. Н. Стихотворения Юлии Жадовской // Майков В. Н. Литературная критика. Л., 1985. С. 264-271.

Литература о жизни и творчестве Ю. В. Жадовской:

  1. Амангельдыева Т. В поход на родину Юлии Жадовской: [О поисках усадьбы Субботино – родины поэтессы Ю. В. Жадовской] // Наш край (Любим. р-н). 2003. 21 мая.
  2. Арсеньев К. Талант, погибший в глуши: К 160-летию со дня рождения Ю. В. Жадовской // Ленин. призыв (Любим. р-н). 1984. 7 июня.
  3. Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Писатели Ярославского края (до 1917 г.). Ярославль, 1974. С. 96-104.
  4. Астафьева Н. Две судьбы: [О поэтессах К. Павловой и Ю. Жадовской] // Золотое кольцо. 1994. 13 января. С. 4.
  5. Башта Т. Поэзия чувства искреннего: (К 150-летию со дня рождения Ю. В. Жадовской) // Северный рабочий. 1974. 18 июля.
  6. Благово В. «В стороне от большого света…»: [К 100-летию со дня смерти рус. писательницы Ю. В. Жадовской] // Северный рабочий. 1983. 30 октября.
  7. Благово В. Лучший перл: [О яросл. поэтессе Юлии Жадовской (1824-1883)] // Северный край. 2002. 2 марта. С. 7.
  8. Благово В. Полузабытое имя: [О жизни и творчестве Ю. В. Жадовской, поэтессы, уроженки Любим. уезда] // Наш край (Любим. р-н). 2004. 15 июня.
  9. Благово В. «Я жить хочу свободно»: [к 150-летию со дня рождения Ю. В. Жадовской] // Литературная Россия. 1974. 2 августа. С. 24.
  10. Благово В. А. Поэзия и личность Ю. В. Жадовской. [Саратов], 1981. 156, с.
  11. Благово В. А. «Русская песня» в поэзии первой половины XIX века. (Кольцов и Ю. Жадовская) // Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII-XIX вв. Л., 1974. С. 68-85.
  12. Бодний А. А. Элемент эстетического психологизма в поэтической личности Жадовской Ю. В. Краснодар, 1999. 41 с.
  13. Варкентин Х. «Как это просто, верно и симпатично!»: О рецепции творчества Юлии Жадовской // Пол. Гендер. Культура: Нем. и рус. исследования. М., 2000. Вып. 2. С. 179-204.
  14. Викторов Б. «Ты скоро меня позабудешь»: [О рус. поэтессе Ю. В. Жадовской (1824-1883), уроженке Ярославля] // Городские новости. 2001. 25-31 июля. С. 12.
  15. Ермолин Е. Встретились, чтобы навсегда расстаться // Северный край. 1995. 6 октября.
  16. Ермолин Е. Молодые годы Юлии Жадовской // Любитель природы: Ежегод. эколог. сб. Рыбинск, 1998. С. 308-317.
  17. Ермолин Е. Шиповник в цвету: [О яросл. поэтессе Ю. Жадовской] // Юность. 1983. 4 августа.
  18. Ермолин Е. А. Культура Ярославля: Исторический очерк. Ярославль, 1998. С. 40.
  19. Иванчук П. Юлия Жадовская // Северный рабочий. 1935. 15 ноября.
  20. К. Брюллов и Ю. Жадовская: [О знакомстве поэтессы Ю. В. Жадовской, уроженки Любимского уезда с известным художником К. П. Брюлловым] // Наш край (Любим. р-н). 2004. 8 июня.
  21. Кленовский В. «Задушевность, полная искренность»: [О творчестве писательницы Ю. Жадовской] // Ленин. призыв (Любим. р-н). 1987. 25 июня.
  22. Королев В. Ю. В. Жадовская // Северный колхозник (Любим). 1960. 19 марта.
  23. Критский П. А. Наш край. Ярославская губерния - опыт родиноведения. Ярославль, 1907. С. 222-225.
  24. Кротиков И. Её задушевный стих: [О Юлии Жадовской] // Новое время (Борисоглеб. р-н). 1994. 24 августа.
  25. Лебедев Ю. В. Юлия Валериановна Жадовская (1824-1883) // Вечные всходы: Сб. очерков о писателях Костром. края. Ярославль, 1986. С. 42-52.
  26. Литературный Ярославль: В помощь работе по краеведению. Ярославль, 2002. Вып. 6. 17 с.
  27. Лосев П. Н. А. Добролюбов и Юлия Жадовская // Северный рабочий. 1936. 5 февраля.
  28. Лосев П. Ю. В. Жадовская: (К 75-летию со дня смерти) // Северный рабочий. 1958. 23 июля.
  29. Лосев П. Юлия Жадовская // Северный рабочий. 1941. 14 мая.
  30. Любимские краеведческие чтения. Любим, 2005. Вып. 3. с.
  31. Марасанова В. Жизнь «падучей звезды»: [О рус. поэтессе Ю. В. Жадовской] // Городские новости. 1997. 19-25 ноября. С. 6.
  32. Марков А. Ф. «Я в мире промелькну падучею звездой…»: [Об автографе Ю. В. Жадовской] // Марков А. Ф. «Храните у себя эту книжку…» М., 1989. С. 42-46.
  33. Медянцев И. «Души моей тревога»: [К 170-летию со дня рождения яросл. поэтессы Ю. В. Жадовской] // Голос профсоюзов. 1994. 22-28 сентября. С. 6. (Лит. Ярославль; сент. вып.).
  34. Мельгунов Б. В. Ярославль, 10 мая 1841 года. Два дебюта: [О публ. Ю. В. Жадовской «Письмо из Ярославля о посещении Государя Императора»] // Мельгунов Б. В. «Всему начало здесь…»: (Некрасов и Ярославль). Ярославль, 1997. С. 130-136.
  35. Мизинов П. Новые данные к биографии Ю. В. Жадовской // Яросл. губ. ведомости. Ч. неоф. 1889. № 97. С. 5-6 ; № 98. С. 5-6.
  36. Перевлесский П. М. Письма к Ю. В. Жадовской / Публ. З. И. Власовой // Литературный архив. Материалы по истории рус. лит. и общест. мысли. СПб., 1994. С. 157-188.
  37. Петров Н. На берегах Кореги: (К 150-летию со дня рождения Ю. В. Жадовской) // Ленин. призыв (Любим. р-н). 1974. 4 июля.
  38. Пикуль В. В стороне от больших дорог // Свет. 1991. № 10-11. С. 94-96.
  39. Ровнянская Л. Что и как читали русские женщины? : [Пример: влияние на читательниц XIX в. отражения судьбы Ю. В. Жадовской в ее лит. творчестве] // Библиотековедение. 1999. № 2. С. 80-81.
  40. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. М. ; СПб., 2002. Т. I: А-Ж. С. 664.
  41. Русаков В. Знаменитые русские девушки. М., 1998. С. 78-81.
  42. Русские писатели. М., 1990. Ч. 1. С. 298-299.
  43. Русские писатели, 1800-1917. М., 1992. Т. 2. С. 251-253.
  44. Русские писатели, XIX век. М., 1996. Ч. 1. С. 278-280.
  45. Солнцева О. Раненая свирель: [Ю. Жадовская: поэзия и судьба] // Литература: прил. к газ. «Первое сентября». 1997. № 3 (янв.). С. 4.
  46. Трефолев Л. Н. Автобиография // Литературное наследство. М., 1932. Т. 3. С. 244-246.
  47. Хохлова Е. В. Опыт моделирования женского характера в прозе Ю. Жадовской // Женщины. История. Общество: Сб. науч. ст. / Под общей ред. В. И. Успенской. Тверь, 2002. Вып. 2. С. 244-250.
  48. Чиркова С. «Я, верно, отзовусь бессмертною душой…»: [О жизни и творчестве Юлии Жадовской] // Юхот. край (Большесел. р-н). 1994. 27 сентября.
  49. Чистова Н. Свет ее чист и прекрасен: Исполнилось 180 лет со дня рождения писательницы Юлии Жадовской // Российская газета. 2004. 15 июля. С. 6.
  50. Шумов В. Печальница женской доли // Ленин. призыв (Любим. р-н). 1989. 30 июня.
  51. Шумов В. «Поэзия женской неволи…»: [О творчестве Ю. В. Жадовской] // Северный рабочий. 1987. 22 ноября.

Писательница (по мужу Севен). Родилась 29-го июня 1824 г. в сельце Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии, родовом имении ее отца, Валериана Никандровича Ж., принадлежавшего к древнему дворянскому роду. В. H. служил сперва во флоте, а затем, выйдя в отставку в чине капитан-лейтенанта, перешел в гражданскую службу и был до начала 1850-х гг. председателем Ярославской палаты Гражданского Суда; матерью писательницы была Александра Ивановна Готовцева, в 1821 г. с шифром окончившая курс Смольного Института; Ю. В. была первым ребенком от этого брака. Родилась она с физическим недостатком: у нее не было левой руки, а на правой было только три пальца. После смерти матери в 1825 году Ю. В. Жадовская росла в доме своей бабушки, Готовцевой, в сельце Панфилово (Буйского уезда). Любовь и заботливость своей бабушки она описала в 1-й части своего романа: "В стороне от большого света". Недюжинные способности Жадовской проявились рано: на шестом году она уже свободно читала, а вскоре, без посторонней помощи, научилась и писать. Деревенская библиотека ее деда Готовцева была предоставлена в полное ее распоряжение, и она, не руководимая никем в выборе книг, читала все, что находила: например, сочинения Вольтера, Руссо, и в то же время Эккартсгаузена и других мистиков. До 12-ти летнего возраста Ж. безвыездно прожила у бабушки, "пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы; более всего она любила, хотя и бессознательно, отдаваться созерцанию красот природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки - мечтательный, вдумчивый, терпеливый". Приехавшая в Панфилово тетка Ж., Анна Ивановна Корнилова, рожденная Готовцева (Пушкин, князь Вяземский и Языков писали ей послания и сама она печатала стихи в журналах 1820-1830 гг.), взяла племянницу к себе в Кострому для изучения там французского языка. Прожив в Костроме около года, Ж. вернулась к бабушке, а затем, на 15 году жизни, отдана была отцом в Костромской пансион госпожи Прево де Люмьен, где с первых же дней сделалась общей любимицей и лучшей ученицей. Вскоре, однако, отец взял ее к себе в Ярославль и пригласил для занятий с нею русским языком молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии П. М. Перевлесского, которому суждено было сыграть в жизни Ж. видную роль. Заметив в своей ученице недюжинные способности и поэтическое дарование, Перевлесский всячески старался способствовать ее развитию и образованию и поощрял первые ее опыты в поэзии. Под влиянием этих отношений, в душу девушки закралось чувство любви, глубокой и искренней, к своему наставнику. Чувство это было взаимное. В продолжение двух или трех лет они однако скрывали свои чувства; Ж. обнаруживала их только в своих стихотворениях (первые из них напечатаны были в 1843 г. в "Москвитянине"). Но когда, в 1843 г., Перевлесский, против воли, переведен был в Москву, молодые люди объяснились и просили у старика Жадовского разрешения обвенчаться. Не желая видеть дочь женой бедного, незнатного учителя, Жадовский отвечал решительным отказом. Отказ этот, принятый безропотно и с наружным спокойствием, стоил Жадовской многих годов тяжелых душевных страданий, которые надломили ее здоровье. Приписывая пережитому ею чувству решительное влияние на свой характер, Ж. писала в письме к Ю. Н. Бартеневу: "Дай Бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратив сил и бодрости духа. Любовь для женщины - особенно первая (а первой я называю и последнюю, т. е. ту, которая всех сильнее) - есть проба ее сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять...". И действительно, произведения Ж., написанные ею в этот период, - лучшие из лирических пьес ее: они носят отпечаток непосредственного искреннего и глубокого душевного движения. Чувство к Перевлесскому долго жило в ней, и много лет она таила надежду соединить свою судьбу с судьбой любимого человека. Чтобы заглушить сердечную пустоту, тяготившую ее в доме любившего ее по-своему, но тяжелого по характеру отца, 19-летняя Ж. взяла к себе на воспитание свою двоюродную сестру-сироту H. П. Готовцеву, заботам которой посвятила всю свою жизнь, самоотверженно и с любовью отдавши себя ее воспитанию, Жадовский, с своей стороны, старался развлечь дочь и неоднократно возил ее в Москву и Петербург, где она познакомилась со многими представителями литературного и артистического мира; в Москве она бывала у искренно ею любимого Ю. Н. Бартенева, который знал ее еще девочкой в Костроме; он доставил ей знакомство с Погодиным; встречалась она также с Хомяковым, Загоскиным, И. Аксаковым, Ф. Глинкою; в Петербурге она посещала дом Ф. И. Прянишникова, где, между прочим, встретилась с К. Брюлловым, а M. П. Вронченко, знавший Ж. еще в Ярославле, познакомил ее с И. С. Тургеневым, А. В. Дружининым, князем П. А. Вяземским, М. П. Розенгеймом, Э. И. Губером. Все оказывали внимание талантливой девушке, за которою к этому времени уже упрочилась известность писательницы. В 1846 г. ею выпущен был в Москве сборник "Стихотворений", встреченный сочувственными отзывами тогдашних критиков, которые, однако, отмечали в ее произведениях не столько поэтические достоинства, сколько "гражданские мотивы", материал для суждения и понимания положения мыслящей женщины, приниженной и забитой окружающей обстановкой. Так, например, В. Н. Майков писал, что стихотворения Ж. "вполне выражают собой общий характер и общественное положение женщины", так как темою всех их "служит внутренняя , борьба женщины, которой душа развита природой и образованием, со всем тем, что противодействует этому развитию и что не может с ним ужиться. Это - полная, хотя и краткая история женской души, исполненной стремлением к нормальным условиям жизни, но встречающей на каждом шагу противоречия и преграды своему стремлению не в одних внешних обстоятельствах, но и в собственных недоразумениях, колебаниях и самообольщениях". В заключение своего разбора Майков, говоря, что Ж. одарена "и талантом, и способностью к дальнейшему развитию", желал видеть в ее произведениях "больше любви к жизни и как можно меньше любви к призракам". Белинский также высказывал сожаление, что источник вдохновения ее таланта "не жизнь, а мечта". Наконец, в "Библиотеке для чтения" говорилось, что в стихотворениях Ж. "видно сильное дарование; везде проглядывает глубокое чувство или замечательная мысль; она пишет не по заказу, не от нечего делать, а по неодолимому влечению души, по глубокому поэтическому призванию". П. А. Плетнев в своем разборе также находил, что Ж. выразила стихами внутренний мир свой, мир женщины, чувствующей, мечтающей, любящей, надеющейся и верующей", но и он желал видеть в ее произведениях "полноту жизни, богатство характеров, более решительное направление поэзии". Отзывы эти прекрасно характеризуют талант Ж. в раннюю пору его развития, когда, после перенесенной ею душевной бури, она старалась отдаваться отвлеченным мечтаниям, созерцанию природы и внутренним душевным движениям. Находя утешение в литературных занятиях, Ж. много писала и ее произведения часто появлялись в печати; так, многочисленные стихотворения помещались в "Московском литературном и ученом Сборнике", "Московском Городском листке", "Библиотеке для чтения" (1847), "Москвитянине" (1848, 1851, 1852, 1853 и 1855), "Ярославском Литературном Сборнике" (1850), "Рауте" (1851 и 1854). В 1857 г. Ж. выступила с романом: "В стороне от большого света" ("Русский Вестник" 1857 г., № 5-8 и отдельное издание, М. 1857 г., издание 2-е М. 1887 г.), в котором, как и в других повестях (отдельное издание их вышло в Санкт-Петербурге в 1858 г.; сюда вошли: "Простой случай", "Неумышленное зло", "Отрывки из дневника молодой женщины", "Переписка", "Ни тьма, ни свет", "Непринятая жертва", "Сила прошедшего"), содержится много автобиографических данных и находится живая галерея деревенских дореформенных типов, нарисованных бесхитростно и правдиво; роман этот, названный Добролюбовым "замечательным", обратил на себя внимание тогдашней публики. В 1858 г. появился второй сборник "Стихотворений" Жадовской, дополненный, сравнительно с изданием 1846 г., многими новыми пьесами. Он был встречен общими похвальными отзывами, а Добролюбов в подробном разборе его, "не задумываясь", причислил его "к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". "Задушевность, полная искренность чувства, и спокойная простота его выражения" - вот, по его мнению, главные достоинства стихотворений Жадовской. Настроение чувств ее - грустное; главные мотивы ее - задумчивое созерцание природы; сознание одиночества в мире, воспоминание о бывалом, когда-то светлом, счастливом, но безвозвратно прошедшем.... Она сумела найти поэзию в своей душе, в своем чувстве, и передает свои впечатления, мысли и ощущения совершенно просто и спокойно, как вещи очень обыкновенные, но дорогие ей лично. Это именно уважение к своим чувствам, без всякой претензии на возведение их в идеал всемирный, и составляет прелесть стихотворений Жадовской. Такими же, приблизительно, словами приветствовал сборник "Стихотворений" Ж. и Писарев. Изредка в произведениях Ж. звучат "гражданские мотивы", как например в стихотворениях: "И. С. Аксакову", "Среди бездушных и ничтожных", "Н. Ф. Щербине", "Говорят, придет пора", "Современному человеку", "Н. А. Некрасову"; в духе поэзии Кольцова и Никитина написаны такие прелестные пьесы, как "Нива, моя нива" и "Грустная картина"; кроме того, Ж. переводила из Гейне, Фрейлиграта, Уланда, Зейдлица. Литературная деятельность ее заключилась романом "Женская история" и повестью "Отсталая", напечатанными первый - в журнале "Время" 1861 г., № 2-4 (и отдельным изданием, СПб., 1861), а вторая-в № 12 того же журнала за тот же год; но они не имели успеха у публики. С начала 1860-х гг. Ж. уже почти не появлялась в печати. Вернувшись из Петербурга в Ярославль, она вышла замуж за старика-доктора Карла Богдановича Севена, давнего друга дома Жадовских. По смерти больного отца (1870), за которым она самоотверженно ухаживала в продолжение 5 лет, Ж. вскоре продала свой дом в Ярославле и купила себе небольшое имение в 7 верстах от г. Буя, Костромской губ. (с. Толстиково, недалеко от усадьбы ее бабушки, где она провела детство) и здесь доживала свой невеселый век. Потеряв в 1881 г. мужа, Ж. медленно угасала и 23 июля 1888 г. умерла в своем имении, селе Толстикове, Буйского уезда.

Кроме указанных выше изданий, произведения Ж. находятся: в "Иллюстрации" 1850-х гг., "Сыне Отечества", "Русском Вестнике" 1857 г., "Сборнике в память А. Ф. Смирдина" (1858), "Русском Слове", "Костромских Губернских Ведомостях" (1856), "Ярославских Губернских Ведомостях" (1856 и 1889), "Русской Старине" (1890 и 1891).

В 1885 г. в Петербурге издано было братом писательницы, П. В. Жадовским, "Полное собрание сочинений Ю. В. Жадовской", в 3 томах; в 1886 г. вышел там же дополнительный том, содержащий переписку ее и стихотворения, а в 1894 г. - "Полное собрание сочинений" ее переиздано в Петербурге, в 4 томах. Некоторые стихотворения Ж. положены на музыку А. С. Даргомыжским ("Молю Тебя, Создатель мой", "Чаруй меня, чаруй") и другими композиторами.

Биография Ж. при Полном Собрании сочинений, издания 1885 и 1894; Н. П. Федорова, Воспоминания об Ю. В. Ж. ("Исторический Вестник" 1887, т. 30, стр. 394-407); Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1888, изд. 3-е, стр. 489-492; А. Н. Сальников, Русские поэты за сто лет, СПб. 1901, стр. 209-212; Галерея Русских писателей, изд. С. Скирмунта, М., 1901, стр. 423; Архив Брюлловых, под ред. И. А. Кубасова, СПб. 1900, стр. 158- 159; Н. Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. X, XI и XII; Сочинения Белинского, изд. 1861, ч. XI, стр. 46-47; Сочинения В. Н. Майкова, т. II, Киев, 1901, стр. 96-102; Сочинения и переписка П. А. Плетнева, т. II, СПб. 1885, стр. 542-546; Сочинения Н. А. Добролюбова, т. II, СПб. 1862, стр. 193-208, т. IV, стр. 456; Сочинения Д. И. Писарева, т. І, изд. 1894, стр. 4-6; Сочинения А. В. Дружинина, т. VI, стр. 122-124, 163 и 198-200 и 717; "Северный Вестник" 1885, № 1; "Еженедельное Обозрение" 1885, № 64; "Русская Мысль" 1885, № 6; Сочинения А. Григорьева, стр. 80, 107; Сочинения А. М. Скабичевского, т. І (то же - "Вестник Европы" 1886, № 1), стр. 5-28; "Поэзия и личность Жадовской", статья И. И. Иванова в сборн. "Почин" 1896 г., стр. 270-283; "Древняя и Новая Россия" 1877 г., № 9, стр. 71-74, статья П. В. Быкова; "Неделя" 1876, в статье M. Цебриковой о русских писательницах; "Новый Русский Базар" 1875 г., № 2, статья П. В. Быкова; Стихотворения М. П. Розенгейма, изд. 1858, стр. 140; И. С. Аксаков в его письмах, ч. І, М. 1888, приложение. стр. 89; "Исторический Вестник" 1883 г., т. XIV, стр. 463; "Московский. Листок" 1883, № 258; "Московские Ведомости" 1883, № 260; "Записки Учителя" 1883, кн. 6, стр. 356-357; "Мирской Толк" 1883, № 35; "Живописное Обозрение" 1884, № 12; Князь H. H. Голицын, Биографический словарь Русских писательниц, СПб. 1889, стр. 112-113; С. И. Пономарев, Наши писательницы, СПб. 1891, стр. 35; Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойных Русских писателей, вып. III и сл.; "Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1886 г.", стр. 14; "Русская Старина" 1891, т. 69, стр. 484; "Щукинский Сборник", вып. IV, M. 1905, стр. 311-859 (письма Ж. к Ю. Н. Бартеневу 1845-1852 гг.); Справочный Энциклопедический Словарь Старчевского, т. IV, СПб. 1855, стр. 284-285; Фидлер, "Der Russische Parnass"; "Женское Образование" 1883, № 9, стр. 618-621; "Одесский Вестник" 1883, № 215; "Русский Курьер" 1883, № 186; "Южный Край" 1883, № 949; "Новь" 1885, т. II, № 7, мозаика, стр. 425 и 1886, т. IX, № 9, мозаика, стр. 476 и № 10, стр. 201; "Сев. Вестн." 1885, № 1, стр. 199-200.

Б. Модзалевский.

{Половцов}

Жадовская, Юлия Валериановна

Писательница (1824-1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Ж. успехами в русской словесности обратила на себя особенное внимание преподававшего этот предмет П. М. Перевлесского (впоследствии профессора Александровского лицея). Он стал руководить ее занятиями и развивать ее эстетический вкус. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Ж. не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль, и для нее наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Проведав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез ее в Москву и в Петербург, чтобы дать ход ее дарованию. В Москве Ж. познакомилась с М. П. Погодиным, напечатавшим в "Москвитянине" насколько ее стихотворений. В Петербурге она познакомилась с князем Вяземским, Губером, Дружининым, Тургеневым, Розенгеймом и др. писателями. В 1846 г. Ж. издала свои стихотворения, доставившие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с Хомяковым, Загоскиным, И. С. Аксаковым и другими славянофилами, но славянофилкой не сделалась.

Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, какая встречается в массах, Ж. стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом. Разделяя судьбу этих женщин, она испытала на себе тяжелый гнет, разбивший жизнь многих из них. При крайней субъективности своего таланта, она изображала в своих произведениях одну и ту же героиню - себя. Мотивы ее стихотворений - оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание всепримиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни. Прозаические произведения Ж. значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести - "Простой случай" (1847) - изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман "В стороне от большого света" ("Русский Вестник", 1857) основан на той же коллизии: молодая девушка из помещичьей семьи влюбляется в бедного учителя из семинаристов - и опять молодые люди расстаются, не смея и помыслить о браке. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Ж., а в 1861 г. появились в журнале "Время" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, под заглавием "Женская история", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть "Отсталая" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни "Женская история" успеха не имели; это огорчило Ж. и она совсем перестала писать. В 1862 г. она решилась выйти замуж за старика доктора К. Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца. Отзыв Белинского ("Сочинения", XI, 46) о первом сборнике стихотворений Ж. неблагоприятен, что может быть объяснено отчасти тем обстоятельством, что большая их часть появилась в славянофильском "Москвитянине". Гораздо благоприятнее отзыв о втором сборнике - Добролюбова ("Сочинения", II, 210), ценившего в них "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения". Полное собрание сочинений Ж. издано П. В. Жадовским (СПб., 1885).

Ср. А. Скабичевский, "Песни о женской неволе в поэзии Ю. В. Ж." ("Сочинения", т. I).

  • - писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона. Ей принадлежат еще: "Басни и стихотворения" ; "Две легенды" и "Первообраз смерти, или Братоубийца" ...

    Биографический словарь

  • - писат...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница; род. 1826, † 1883 г. сент. Прибавление: Жадовская, Юлия Валериановна, р. 1824 г. 29 июня...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известная поэтесса, р. 29 июня 1824 в Субботине, Любим. у., Яросл. г.; дочь видного чиновн., † в с. Толстикове, Буйск. у., Костромск. г., 28 июля 1883...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - русская поэтесса и беллетристка. Род. в поместье отца, чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. Образование получила в губернском пансионе. Печаталась в "Москвитянине", "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы и педагог. Мать драм. актрисы Е. Тиме. Образование получили в петерб. Павловском ин-те благородных девиц, где обучалась семь лет. Здесь была регентом хора. Позднее обучалась пению в Петерб...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы. Выступала на оперных сценах Москвы, Вологды, Витебска и Минска, Н. Новгорода, Иркутска, Риги, Лондона, Петербурга-Петрограда, Самаре. Партии: Княгиня, Наина, Марина Мнишек, Кончаковна, Няня, Любовь...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона. Ей принадлежат еще следующие стихотворные произведения: "Басни и стихотворения" , "Две легенды" и "Первообраз смерти, или Братоубийца" ...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писательница. Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Юлия Валериановна, русская писательница. Родилась в дворянской семье. Лучшее в наследии Ж. - любовная и пейзажная лирика. В конце 40-50-х гг. в её творчестве ощутимо воздействие поэзии Н. А. Некрасова...
  • - русская писательница. Родилась в дворянской семье. Лучшее в наследии Ж. ‒ любовная и пейзажная лирика. В конце 40‒50-х гг. в её творчестве ощутимо воздействие поэзии Н. А. Некрасова...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике, отмеченной искренностью душевных переживаний, и прозе...

    Большой энциклопедический словарь

"Жадовская, Юлия Валериановна" в книгах

Юлия

Из книги Галерея римских императриц автора Кравчук Александр

Юлия JuliaВторая жена будущего императора Тиберия, правившего в 14-37 гг.Родилась в 39 г. до н.э.В первом браке была женой Марка Агриппы.За Тиберия вышла в 12 г. до н.э., была разведена с ним во 2 г. до н.э.Умерла в изгнании в 14 г.От первого брака у нее было пятеро детей, а от брака с

XV Юлия

Из книги Франц Кафка автора Давид Клод

XV Юлия «Безумные, мы пьем прах и душим своего отца». Цюрау не рай. На деревенской площади обосновался какой-то жестянщик, и удары его молотка разрывают барабанные перепонки. Вдобавок к этому заблудившееся в этом затерянном уголке Богемии пианино усиливает мучения. Гуси и

Юлия

Из книги Моя жизнь и люди, которых я знал автора Чегодаев Андрей Дмитриевич

Юлия Юлия Николаевна - мать А.Ч. Ее судьба. Жизнь в Саратове. Переезд в Москву. Последние дни Юлии Николаевны в Самарканде Начну с рассказа о матери: ее жизнь была много более короткой и не такой сложной, как у моего отца.Мою мать звали Юлия Николаевна. Отец долго, со дня их

Юлия

Из книги Отец и сын [СИ] автора Полле Гельмут Христианович

Юлия Юлия родилась (3750 г., 53 см) довольно спокойной девочкой. Через 3 месяца Надя уже вышла на работу. Наняли приходящую няню, затем начали носить к бабушке, а где-то с двух лет отдали в ясли-сад, первый собственный детский комбинат ТНХК. Каких-то серьёзных заболеваний, как у

Юлия

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Юлия Подвижная и заметная. Возбудимая, со стремительными эмоциями и реакциями. Она умеет добиваться своего, быть требовательной и стойкой. У нее всегда много друзей, в то же время хватает и недоброжелателей. Часто умеет зажигать окружающих своим энтузиазмом, а ее излишняя

Юлия

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Юлия Значение и происхождение имени: женская форма имени Юлий (подробнее см. раздел «Юлий, Юлиан»).Энергетика и Карма имени: этому имени присуща поразительная нервная возбудимость, стремительность эмоций, и похоже, что Юле нравится быть заводной. По крайней мере,

Юлия

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

Юлия Сегодня пришла на новый курс в университет. Сидят такие типа руководители, лет по двадцать пять, поколение Y, гиперактивные и довольно конфликтные. На три четверти - жители столицы. На каждую мою фразу выдают десять своих, аргументы (даже в цифрах) не воспринимают,

ЮЛИЯ

Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

ЮЛИЯ Происхождение имени: «кудрявая, пушистая» (латинское).Именины (по новому стилю): 31 мая; 29 июля.Положительные черты характера: Юлия одарена уникальным чувством юмора, острым умом, наблюдательностью, находчивостью. Она способна проявлять изворотливость и «выходить

Юлия

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Юлия От Иулия - «волнистая, пушистая» (греч.). Подвижная, заметная, идущая вверх по лестнице. В чем-то неприкаянная. Дитя любви, с детства окружена поклонением и с достоинством принимает его. Этому имени присуща поразительная нервная возбудимость, стремительность эмоций, и

Юлия

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Юлия Подвижная и заметная. Возбудимая, со стремительными эмоциями и реакциями. Она умеет добиваться своего, быть требовательной и стойкой. У нее всегда много друзей, в то же время хватает и недоброжелателей.Часто умеет зажигать окружающих своим энтузиазмом, а ее излишняя

Юлия

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Юлия Юлия, дочь Тита. Мрамор. Рим. Национальный Римский музей (музей Терм)Флавия Юлия была единственной дочерью Тита; она не отличалась никакими выдающимися качествами. Судьба Юлии не была счастливой. Ее дядя Домициан, наследовавший Титу, отобрал ее у мужа и сделал своей

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Юлия Валериановна Жадовская 1824–1883 Молитва к Божией Матери Мира заступница, Матерь всепетая! Я пред Тобою с мольбой: Бедную грешницу, мраком одетую, Ты благодатью прикрой! Если постигнут меня испытания, Скорби, утраты, враги, В трудный час жизни, в минуту страдания, Ты мне,

Русская поэтесса и писательница. Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, какая встречается в народе, Жадовская стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом. Разделяя судьбу этих женщин, она испытала на себе тяжёлый гнёт, разбивший жизнь многих из них. При крайней субъективности своего таланта, она изображала в своих произведениях одну и ту же героиню - себя. Мотивы её стихотворений - оплакивание любви, задушенной в её расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание всепримиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни.

Николай Лавров(1820-1875). "Портрет Юлии Валериановны Жадовской "

Родилась в семье крупного чиновника Ярославской губернии Валериана Жадовского.
Увидев первый раз девочку, ее мать тут же потеряла сознание, а акушерка, принимавшая роды, долго и неистово крестилась. Зрелище было явно не для слабонервных – у малышки не хватало левой руки, а на правой из пяти пальцев сумели сформироваться только три.
Сейчас можно только гадать, что послужило причиной того, что беременность развивалась не совсем нормально. Молодая мама считала, что это ей наказание божье за то, что она вышла замуж за Валериана (у него уже была невеста). Женщина казнила себя и день и ночь, и неудивительно, что вскоре болезнь свела ее в могилу.

Отцу недосуг было заниматься дочерью, тем более что он занялся устройством личной жизни. А чтобы дочь не напоминала ему о неудачно сложившейся женитьбе, он отправил ее к бабушке, в Костромскую область. Надо сказать, что старая помещица тоже не очень-то обрадовалась появлению в доме калеки. И хотя куском хлеба внучку она не попрекала, но и особого внимания ей не уделяла – девочка была предоставлена сама себе…

Она выучилась читать и очень полюбила это занятие. Потом попробовала сама писать буквы и постепенно освоила чистописание. Когда бабушка заболела, Юлю отправили в Кострому к сестре матери, А. И. Корниловой, женщине образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов XIX века. Поскольку тетка уделяла племяннице достаточно внимания, она стала для девочки кумиром. Под ее влиянием Юля и сама начала писать стихи.

Поступив в пансион Прибытковой в Костроме, Жадовская успехами в русской словесности обратила на себя особое внимание преподававшего этот предмет Петра Мироновича Перевлесского. Он стал руководить её занятиями и развивать её эстетический вкус. Это был очень своеобразный молодой человек - сын дьякона, он поначалу пошел по стопам отца и поступил в духовную семинарию, но, проучившись год, понял, что это не его стезя, и стал студентом Педагогического института Московского университета.
Юля ему как-то сразу приглянулась. Он сам подбирал литературу, которую должна была прочесть ученица, обсуждал с нею новинки книжного мира, формировал эстетический вкус. Они стали задерживаться и после занятий, а однажды учитель признался ученице в любви. Этот вечер стал самым счастливым в ее жизни! Ведь она тоже давно его любила…
Но отец Жадовской не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом - это были те времена, когда между «титулярным советником» и «генеральской дочерью» никакого брака быть не могло. Юлин избранник – отнюдь не дворянин и отец запретил дочери даже думать о замужестве. Обливаясь слезами, она призналась любимому, что отныне и навсегда её не коснется ни одна мужская рука. Она будет ему верна и любить его всю жизнь, пусть и на расстоянии.
Забегая вперед - Петр Перевлевский сделал блестящую карьеру. Он написал несколько учебников по синктаксису и грамматике, а в июле 1851 года был назначен адъюнкт-профессором Императорского Александровского Лицея. В конце того же года был определен и секретарем Лицейского Совета. Кроме того, Петр Миронович был издателем самой дешевой библиотеки русских писателей для того, чтобы с их произведениями могли ознакомиться не только богатые люди, но и народ.

Вне всяких сомнений – Юлия Жадовская была бы ему верным другом и спутницей, но отец не мог предвидеть так далеко. Кстати, Петр ездил за своей Юлечкой в первые годы постоянно. Она переехала к отцу в Ярославль - он тут как тут, отец повез ее в Москву, а через неделю в столице оказался и Перевлевский. Они долгое время поддерживали переписку, он продолжал следить за ее эстетическим совершенствованием, и зачастую был первым читателем ее стихов. О чем бы она ни писала, в любом стихотворении чувствовалась острая боль. А оттого было что-то проникновенное в ее немудреных откровениях.
В чем-то Жадовской повезло. Ее творчество отметил известный публицист и писатель Михаил Погодин, который охотно печатал ее стихи в журнале «Московитянин». Ею восторгался Николай Добролюбов, одно из самых ярких российских перьев той эпохи.
В Петербурге она познакомилась с князем П. А. Вяземским, Э. И. Губером, А. В. Дружининым, И. С. Тургеневым, М. П. Розенгеймом и другими писателями. В 1846 году Жадовская издала свои стихотворения, давшие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с А. С. Хомяковым, М. Н. Загоскиным, И. С. Аксаковым и другими славянофилами, однако сама славянофилкой не стала.
А вот Виссариона Белинского не тронула история искалеченной молодой женщины, у которой отняли даже любовь, он не разделял всеобщего восторга творчеством поэтессы. И удивлялся тому, что же все находят в том же стихотворении, посвященном Брюллову, кроме щенячьего восторга?
Отзыв Белинского о первом сборнике стихотворений Жадовской неблагоприятен, что может быть объяснено отчасти тем обстоятельством, что большая их часть появилась в славянофильском «Москвитянине». Гораздо благоприятнее отзыв о втором сборнике - Добролюбова, оценившего в них «задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения».

Чем старше становился её отец - Валериан Жадовский, тем больше зацепок и придирок находил он для дочери. Гордился ли он тем, что она стала известной? Если и да, то не старался показывать вида. На людях же он спуску дочери не давал.
Давний друг семьи, его личный доктор, пожилой вдовец с детьми, как-то не выдержал: «И охота вам, Юлия Валериановна, такие издевательства терпеть? Выходите за меня замуж, да и переезжайте ко мне…»
А как же девичьи клятвы? Поразмыслив, Юлия решилась на этот брак. В 1862 году она решилась выйти замуж за старика доктора К. Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца.
Ей и в самом деле стало полегче. Но в 1866 году неожиданно скончался ее милый друг – Петр Перевлевский, а спустя четыре года перешел в мир иной и муж. Писать стало не для кого…
Юлия Валериановна скончалась 9 августа 1883 года. Спустя два года вышел четырехтомник ее сочинений. Полное собрание сочинений Жадовской было издано её братом П. В. Жадовским.
Так устроена жизнь – многих поэтов начинают любить после их смерти…

Прощай! Не нужно мне участья:
Не жалуюсь, не плачу я,
Тебе - вся прелесть бытия,
Тебе - весь блеск земного счастья,
Тебе - любовь, тебе - цветы,
Тебе - все жизни наслажденья; -
Мне - сердца тайные мученья
Да безотрадные мечты.
Прощай! Пришла пора разлуки...
Иду в печальный долгий путь...
Бог весть, придется ль отдохнуть
Мне здесь от холода и скуки!

***
Люди много мне болтали
О тебе добра и худа;
Но на все пустые толки
Я с презреньем отвечала.
пусть кричат, что им угодно,
Про себя я говорила,
Мне всю правду сердце скажет:
Лучше всех оно сумеет
Различить добро и худо.
И с тех пор, как полюбила
Я тебя, прошло не мало
Дней веселых и печальных;
Разгадать же и теперь я
Не могу, как ни стараюсь,
Что в тебе я так любила;
То ли, что хвалили люди,
Или то, что осуждали?..

Как мне вечером скучно одной,
Да притом же не в шутку больной!
Я б охотно послушала сказки,
Дождалась бы и глупой развязки;
А уж если бы песню кто спел,
Мой недуг бы как раз отлетел.
Мне работать, читать запретили.
Да еще бы хоть звезды светили!
Нет, в окошко, темна, холодна,
Ночь угрюмая смотрит одна;
Шумно сани порой проезжают,
Да у дома в потемках мерцают,
И лениво, и тускло горя,
Покривленные два фонаря.
С каждым часом минуты длиннее,
С каждым часом в душе холоднее.
Вот и песня... Спасибо тому,
Кто запел, невзирая на тьму, -
И не мыслит о том, не гадает,
Кто ему с наслажденьем внимает:
Для себя одного он поет
И по улице дальше идет...

Загрузка...
Top