Индийское сари. Как сшить индийское сари? Сари - традиционная женская одежда в Индии Лехенга стиль сари

Каждый человек или вернее женщина, хоть раз за всю свою жизнь смотрела индийское кино. Не современное, больше похоже на голливудское творение, а то старое из нашего детства. Каждый раз мы сочувствовали героям, плакали и радовались вместе с ними. Но разве можно представить это кино без песен, танцев и конечно же красивых женщин в обворожительных сари. Неужели вам некогда не хотелось примерять на себя эту национальную традиционную одежду индианок? Именно сари много веков подчеркивало женственность и грациозность женщин живущих в Индии. Многие и по ныне носят сари. Оно скрывает все недостатки и выгодно подчеркивает достоинство женщины. Пошить такой простой, комфортный и в то же время элегантный и изысканный наряд на много проще чем вам кажется. Не стоит отказываться от мечты примерять на себя сари из-за такого пустяка, как отсутствие такового. Достаточно иметь большое желание, немного фантазии и совсем чюток умения в пошиве одежде.

Для того что бы пошить само сари нужен подходящий по размеру и цвету отрез ткани. Какую именно? Ну конечно же легкой и прозрачной текстуры. Подойдет воздушный шифон, шелк или атлас. Именно они с легкостью приобретут нужную форму для создания самого наряда. Нужны так же нижняя юбка и блузка для сари которая имеет название чоли. Немного остановимся на этих деталях.

Нижняя юбка

Сшить ее довольно таки просто. Форма её - обычная юбка полусонцеклеш. Длина на 5 - 10 сантиметров короче самого сари в подвернутом состоянии. Ткань для неё должна подходить в тон самому сари и лучший вариант - хлопчатобумажная ткань. Пояс - не в коем случаи не резинка, только шнурок или лента. Резинка не сможет удержать сари, которое заправляется в пояс нижней юбки.

Чоли

Что касается блузки, тут по сложней. Тон и ткань остается та же как и на нижней юбке, но вот покрой и пошив сложен для человека который не имеет практики. Но возможен вариант купить готовую. Блуза должна быть с коротким рукавом, облегающей и выгодно подчеркивать все достоинства женщины.

Переходим к самому важному элементу наряда и в то же время к самому простому в пошиве. Само сари это отрез ткани который правильно нужно обвернуть вокруг себя. В зависимости от полноты фигуры длина его колеблется от 5,5 - 9 метров. Вот здесь можно и нужно проявить фантазию и вкус. Края ткани обычно обрамлены орнаментом. Ткань можно расшить бисером, камнями или кружевными вставками и золотыми орнаментами. Все зависит от состояния вашего внутреннего мира. Главное - правильно намотать само сари. Способов это сделать довольно таки много. Мы остановимся на одном из них. Классический способ поэтапно.

  • Для начала нужно одеть чоли и нижнюю юбку.
  • Возьмите приготовленное сари и обведите его вокруг талии закладывая за край нижней юбки. Оборачивание начинаем всегда с правого бока. Обратите особое внимание на то, что бы край сари доходил до пола.
  • Теперь переходим к самому ответственному моменту - драпировке. Нужно сделать 7 - 10 складок. каждая приблизительно 10 - 12 см собирая их вместе таким образом
  • Сделанные складки нужно так же заложить за пояс нижней юбки. Очень важный момент - складки должны смотреть на левую сторону
  • Закончите оборачивать сари вокруг талии уже не заворачивая за пояс
  • Осталось теперь только свободный край сари перекинуть через левое плечо. Если ткань такая, что будет сползать с плеча то можно её зафиксировать булавкой к чоли

Теперь вы сможете смотреть индийские фильмы про любовь и чувствовать себя полноценным героем происходящих событий. Всегда можно найти или придумать самим повод для того, что бы одеть этот обворожительный наряд. Уверенна, мужчина оценит его. Сари вдохновляет многих кутюрье для создания незабываемых коллекций. Уверена, что и вас оно вдохновит на творчество и даст возможность выплеснуться неограниченной фантазии. Макияж и украшения конечно же необходимый антураж который прилагается к любому наряду, а не только к этому. Если все будет соответствовать вашему замыслу, возможно вы сами сможете написать свою незабываемую романтическую историю.

Национальные костюмы Индии очень разнообразны и меняются в зависимости от национальной принадлежности, географии, климата и культурных традиций. Материалы, применяемые для изготовления одежды, имеют различную структуру плетения, толщину волокон, цвет и характерный орнамент. Причем рисунки на ткани очень часто выполняются с помощью вышивания.

Немного истории

Во время раскопок были найдены многочисленные костяные иглы и прялки возрастом около пяти тысяч лет до нашей эры. Последние исследования показывают, что, возможно, индийцы овладели процессом изготовления и обработки шелка задолго до китайской цивилизации, которая традиционно считается первооткрывателем шелковых тканей.

Различные техники плетения были использованы в Древней Индии, многие из которых дожили до сегодняшнего дня. Шелк и хлопок были сплетены в различные конструкции и мотивы, каждый регион разрабатывает свой особый стиль и технику. Под влиянием культуры Древней Персии индийские мастера стали расшивать ткани золотыми и серебряными нитками.

Крашение одежды в Древней Индии практиковалось как форма искусства. Были определены пять основных цветов, а сложные цвета были классифицированы по их многочисленным оттенкам. Мастера крашения различали 5 оттенков белого. Методика протравного крашения была распространена в Индии, начиная со второго тысячелетия до нашей эры.

Для изготовления своих костюмов индийцы использовали и другой материал – лен. Лен идеально подходил по своим качествам и свойствам для жаркого влажного климата Индии.

На севере страны часто используют кашмирскую шаль. Ее изготавливают из тонкой козьей шерсти. Она прекрасно согревает в прохладные вечера.

Очень любят индийцы парчу. Из этой расшитой золотом ткани часто шьют кафтаны.

Женский национальный костюм

В Индии варианты женского костюма чрезвычайно многогранны, и неразрывно связаны с условиями проживания, традициями каждого региона в отдельности. Она всегда невероятно красива, изыскана и пестрит разнообразием орнаментов, вышивок и украшений.

Изготовление этих нарядов требует особого мастерства, поэтому индийские портные пользуются большим уважением населения.

Сари

Всемирную известность получил традиционный наряд - сари. Сари представляет собой полосу из распоротой ткани, от четырех до девяти метров в длину, которую можно накидывать на тело в самых различных вариациях. Наиболее распространенный стиль ношения сари, когда полотно оборачивают вокруг талии одним концом, а другой конец накидывают на плечо, обнажая живот. Шелковые сари считаются самыми элегантными.

Для торжественных случаев или свадьбы сари выполняется по индивидуальному заказу. Мастер использует эксклюзивные расцветки и узоры для создания неповторимого образа. Интересен тот факт, что после выполнения заказа все эскизы сжигаются. Поэтому двух одинаковых праздничных сари не бывает.

В разных частях страны сари имеет разное название. На юге Индии белоснежное сари, украшенное каймой из золота, которое используют только в торжественных случаях, называют каванис. Мунду называют повседневное сари светлых тонов. В Тамил Наду оно носит имя падавай.

Сари обычно носят вместе с короткой кофточкой с короткими рукавами и глубоким вырезом на груди, приоткрывающей живот – чоли.

Мундум-нерьятхум

Древнейшая разновидность сари. Носится без чоли. Так как полностью покрывает бедра, грудь и живот женщины, оставляя плечи обнаженными.

Лехенга-чоли

Это тоже вариант женского традиционного костюма. Представляет собой юбку (ленга) различной длины сильно расклешенную и похожую на зонтик и чоли. Длина ленги зависит от возраста и статуса женщины.

Представительницы высших каст могут себе позволить юбку максимальной длины. Праздничная лехенга-чоли шьется из дорогих, расшитых бисером и золотом тканей, и может быть самых разных цветов. Хотя еще совсем недавно торжественной считалась только одежда красного цвета.

Для молоденьких девушек традиционный костюм состоит из ленги, чоли и палантина, который накидывают на себя, как сари. По достижению совершеннолетия они уже предпочитают носить классическое сари.

Сальвар-камиз

Или шальвар-камиз – еще один вид национального женского наряда, наиболее распространен в северо-западных частях страны (район Пенджаба). Он очень популярен среди женского населения, особенно молодых девушек. Состоит из свободных шаровар (сальвар) узких в самом низу у щиколоток, и туники (камиз), расклешенной книзу и имеющей разрезы по бокам. Шальвары красиво драпируются во множество складок.

Очень часто вместе с сальвар-камизом женщины одевают вуаль, прикрывающую голову. Она называется дупатта. В древности носить дупатту могли позволить себе лишь индианки высших каст. Сейчас же она доступна всем и является неотъемлемой частью праздничного костюма. Дупатту шьют из шифона, парчи, шелка, хлопка – это зависит от фасона сальвар-камиза.

Сальвар-камиз наиболее популярен среди звезд Болливуда.

Патту-павадай

Это платье для маленькой индийской девочки. Традиционный детский костюм изготавливается из шелка. Это туника, ниспадающая практически до пальцев ног. Наибольшей популярностью пользуется павада среди населения Южной Индии. Во время важных церемоний дети наряжаются в этот костюм.

Чуридар-курта

Является одним из видов шальвар-камиза. В этом случае штаны (чуридар) имеют конусообразную форму и очень плотно облегают ногу сразу под коленом. Эти брюки прекрасно сочетаются с удлиненной туникой (куртой). В отличие от камиза, курта свободного кроя, более короткая с закругленным подолом.

Анаркали

Роскошное легкое расклешенное платье. Анаркали всегда имеет завышенную талию и достаточную длину для того, чтобы его можно было носить отдельно, не сочетая со штанишками. Именно этим оно и привлекло европейских женщин. Которые любят в последнее время использовать наряды в индийском стиле. Анаркали прекрасно скрывает недостатки любой фигуры.

Мекхела-чадор

Наряд, характерный для ассамских жительниц.

Это сложная разновидность костюма состоит из трех частей:

  1. Нижняя часть называется мекхела. Это довольно широкий отрез ткани, который сворачивают, образуя много складок с правой стороны, и окутивают им пояс. Несмотря на наличие лент на ткани, они не завязываются.
  2. Вторая часть костюма – чадор. Это ткань, которая имеет складки треугольной формы, очень большой длины. Она закрывает туловище женщины сверху.
  3. И последняя часть – риха. Надевается последней поверх чадора.

Этот костюм не подходит для повседневной носки, его используют в особых ситуациях, на важных торжествах.

Мужской национальный костюм

Мужская национальная одежда, как и женская, неповторима и самобытна, но при этом не лишена удобства и элегантности. Ни один праздник или торжество невозможен без облачения в традиционный костюм.

  • Дхоти – это длинное, до 6 метров хлопчатобумажное полотно светлого, чаще всего белого оттенка. Эта ткань обматывается вокруг бедер, таким образом, что концы пропускаются между ног и завязываются узлом на поясе. Прикрепляется такая конструкция к поясу, отделка которого свидетельствует о статусе владельца. Росписи и орнаменты на поясе – неотъемлемая часть состоятельного индийца.

Длина дхоти, как и ленги у женщин, различается в зависимости от социального положения мужчины. Простые жители сельской местности носят укороченные дхоти, так как это удобнее и не мешает работе. Из-за влияния западной культуры дхоти все чаще вытесняется обычной европейской одеждой. Но по-прежнему является неотъемлемой частью официальных мероприятий.

Дхоти носят с обычной рубашкой либо с куртой – удлиненной рубахой прямого кроя, достигающей колен.

  • Лунги – длинное полотно, которое иногда в виде юбки. Им оборачивают ноги и бедра мужчины. Лунги очень популярно на юге страны, так как при высокой жаре и влажности обычные брюки носить трудно. А лунги позволяет укрываться от жары, не препятствуя вентиляции.

  • Шервани – это удлиненный, пиджак или сюртук, длина которого достигает колен. Обязательным условием ношения является застегивание на все пуговицы. Хорошо смотрится как с широкими штанами шальварами, так и с узкими чуридарами. Идеально подходит высоким мужчинам. Местные раджи не скупятся, приобретая шервани, расшивают их золотом, драгоценными камнями, атласом. Ведь ничто так не добавляет грации и стати как роскошный шервани.

  • Самым известным головным убором в индийском национальном костюме был и остается тюрбан. Сколько провинций в Индии, столько вариантов тюрбана можно встретить, путешествуя по стране. Сейчас уже забывается исконное предназначение тюрбана спасать голову от перегрева в жаркий полдень. А ведь влажная ткань, туго замотанная вокруг головы, почти весь день охлаждала, даря свежесть.

Сейчас тюрбан – это показатель статуса владельца, его религиозности. Существуют разные виды этого головного убора. Наиболее известна модель Майсор Пета, без которого не обходился костюм индийского раджи.

Дополнительным элементом мужского костюма представителя высшей касты являлся шнур, который индийцы считали священным. Носить его нужно было поверх одежды, опоясав себя через грудь и спину.

Индийские костюмы для танцев

Индийский танец, как и индийский костюм, неповторим и уникален. В нем очень много стилей и направлений, поэтому и танцевальных костюмов также великое множество. В сари танцуют обычно классические индийские танцы, катхак и эстрадные танцы. Для стиля бхаратанатьям известная танцовщица Рукмини Деви Арундейл видоизменила сари, придав ему образ широкой «пижамы». Обязательным элементом этого костюма стала золотая кайма, обрамляющая края элементов платья.

Поражает своим богатством, изяществом, насыщенными красками. Создается оно вручную только мужчинами. На одно изделие уходит семь месяцев. Его ткут, красят, расписывают, вышивают, украшают каменьями. Качественное сари стоит дорого, но зато прослужит не одно десятилетие. И даже в наши дни большинство индианок предпочитают его современным видам одежды.

Легенды об индийской одежде

Несмотря на то что сари - это длинный кусок материи, существует масса легенд о его происхождении. По одной из них, это творение влюбленного ткача, который во время своей работы замечтался и соткал длинную материю. А так как думал он о своей любимой, то ткань получилась невообразимой красоты. Именно с этого момента сари ткут, расписывают, вышивают только «потомственные» ткачи-мужчины.

По другой версии, султан проиграл своим врагам свое государство, себя, все имущество и даже жену. Враги решили всенародно поглумиться над супругой султана, но не смогли. Женские молитвы были услышаны индийским божеством, ее наряд превратился в бесконечное сари, которое не могли размотать враги.

Ученые же просто объясняют появление индийской традиционной одежды. Это «нововведение» от бедренной повязки первобытных людей. При этом о сари упоминается в древних летописях. То есть пока одни народы щеголяли в звериных шкурах, восточные принцессы демонстрировали красивые индийские сари. Фото индианок разных сословий только подтверждают разнообразие и великолепие традиционной одежды.

Что такое сари?

Это длинный бесшовный кусок ткани от 5 до 12 метров. Изначально было два куска, один обматывался вокруг бедер, второй на груди, как топик. Со временем сари представляло собой цельное полотно, которое обматывалось вокруг юбки и переходило наверх, покрывая голову, плечи. При этом часть ткани, свисающей с плеч, наиболее богато расписана и украшена, с целью показать все богатство и красоту одеяния.

Под влиянием европейских колонистов девушки без топика и юбки не надевали ни одно индийское сари. Фото традиционной показывает, насколько современное сари богато по расцветкам, стильно и элегантно. Существуют костюмы, состоящие из штанов с рубахой или топика и шаровар, покрытые сари. При этом оно может быть длинным, коротким, прозрачным. Классическое сари имеет сбоку один или два бордюра (это край с узором).

Раннее сари распределялось по цветовому значению. К примеру, невесты надевали только красное сари с золотым узором, женщина после родов носила желтое одеяние, вдова облачалась в белое, низшие классы - в синие. Но теперь цветовая символика потеряла свое значение.

Виды сари

Итак, индийское сари - это широкое длинное полотно одного или нескольких цветов, по бокам имеет один или два бордюра и паллу (один край, покрывающий голову) с узорами. В Индии по месту производства сари имеет свои особенности и отличия. Так, бенаресские сари создают для торжественных случаев. Вышивают их золотыми и серебряными нитями по всему шелковому полотну. Узор очень богатый, украшен каменьями.

В Ориссе применяют технику «икат», по расцветке напоминает таджикские или Суть такого ткачества в том, что сначала на нити наносят рисунок несколько раз, просушивая каждую прядь по отдельности, а потом ткут материал. Самбалпури одеяние изображает религиозную символику (цветы, колеса, раковины) в честь бога Джаганнатхи.

Шахматное индийское сари производят в округе Баргарах. В Сонепури одежду красят в стиле икат яркими красками на религиозную тематику. Бапта сари характеризуется наличием шелковых и хлопковых прядей, окрашенных в золото. В зависимости от узора, трудовых затрат, материала сари может стоить от 13 до 666 долларов.

Индийское сари как костюм

Под сари надевают юбку и топик. Юбка должна быть прямого кроя на семь сантиметров короче сари. Она по цвету сочетается с узором палантина, независимо от того, прозрачная или плотная ткань. Юбка должна быть на поясе или шнуровке, чтобы плотно прилегала к телу и не сползла под тяжестью пяти-двенадцатиметрового сари. Кроме того, край полотна может прятаться под пояс юбки, что также требует плотного прилегания к телу.

Топик называется «чоли». Без него не обходится ни одно индийское сари. Фото блуз показывает многообразие выреза спины. При этом перед выглядит по максимуму закрытым. Блуза может быть с короткими, длинными рукавами или вообще без них. Чоли также должна гармонировать по цвету со всем ансамблем.

Индийское сари: как одевать

  • Классический способ - ниви. Края сари справа налево заправляете в юбку по кругу. Затем за пояс заправляются складки с левой стороны, но не на боку. Их ширина составляет 5-10 сантиметров, не меньше, иначе они потеряются при ходьбе. Другим концом сари прикрывают спину, грудь и перебрасывают паллу через левое плечо и покрывают голову. Иногда его (паллу) закрепляют на плече булавками. При правильной драпировке паллу должно быть длиннее локтя, в крайнем случае, покрывать руку.
  • Гуджаратский стиль. Все делают так же, как в вышеописанном способе, только после образования складок прикрывают спину и сразу перекидывают через правое плечо наперед.
  • Женщины Махараштра иначе носят индийское сари. Как одевать двенадцатиметровое полотно? Индианки длинный конец пропускают между ногами кпереди и заправляют за пояс.
  • Если складки впереди, то это стиль Курги, а если сари драпируют без него, то это бенгальский способ.
  • Существует более дюжины способов драпировки сари, которые отличаются по количеству и направлению складок, длине паллу, оборотов вокруг талии, перебросов через правую или левую руку.

Шьем индийское сари

Довольно просто сшить индийское сари для девочки для карнавалов и танцев. Понадобится пять метров креп-атласа и десять метров тесьмы с красивым рисунком. Ширину ткани выбирайте так, чтобы сразу или складывайте ткань.

К примеру, атлас шириной восемьдесят сантиметров и длиной пять метров. Не отрезая ткани, из двух метров сшиваете Оставшиеся три метра обшиваете по бокам тесьмой. Это и будет сари. Топ можно взять готовый или сшить из футболки, украсить той же тесьмой.

Для танцев очень удобен такой индийский костюм. Сари не спадает при движении, а на плече его фиксируют булавкой. К наряду подберите украшения на голову, руки, ноги, а также сандалии.

Для девушек можно сшить аналог индийского сари. Отдельно сделайте прямую юбку до щиколоток. Топ можно переделать из футболки. Для сари понадобится прозрачная или плотная ткань от пяти метров. Обратите внимание, что материал юбки, блузы и сари должен сочетаться по расцветке. В качестве бордюра используйте тесьму с необычным узором.

Другой вариант индийского костюма

Для пошива выбирайте атлас, сатин, шифон, шелк, тонкий хлопок для топа, если хотите подчеркнуть легкость и женственность. Более плотные ткани плохо держат желаемую форму. Как сделать индийское сари для карнавала? Из креп-сатина сшейте юбку-полусолнце, прошейте низ а пояс украсьте лентой. Такого же кроя сшейте из капрона две нижние юбки, которые на десять сантиметров длиннее сатинового яруса.

Обшейте их косой бейкой. Блузу сшейте по любой выкройке топа, у которого низ, рукава и горловину нужно обработать в том же стиле. На голову сшейте фату из гипюра. Просто двухметровый отрез сшиваете, присбориваете и украшаете декоративным цветком.

Юбку можно сшить прямого кроя с боковыми разрезами. Украсить юбку, топ и сари пайетками, тесьмой. Сари из органзы в данном случае короткое, как фата, выполняет функцию головного убора. По этому типу можно сшить короткое прямое сари.

Для танцев можно юбку сшить из клиньев в два-три яруса. Нижняя юбка может быть прозрачной, но длинной. А последующие ярусы короче, но из атласной ткани. Поверх можно повязать пояс с монетами. Вместо юбки сшейте шаровары (широкие штаны, суженные у щиколотки).

Пошив сальвар

Штаны наподобие шаровар называются сальварами. Носятся они с длинной туникой прямого кроя, которая называется камиз, и палантином (дупаттой). Шаровары могут быть на кокетке, широкими и обычными. Если собираетесь шить индийское сари своими руками, то обратите внимание на «необычные» выкройки любой детали одежды (штанов, блуз, туник).

Для пошива сальвар измерьте обхват бедер и длину изделия. Фактически понадобится по две кокетки и боковины, четыре кали (внутренние части), две детали на подворот низа. Кокетка в виде двух прямоугольников по размеру пояса. За счет ее ширины можно удлинить сальвары.

Боковины также представлены прямоугольником по длине всего изделия. Кали напоминает соединенный прямоугольник с треугольником, у которого вершина срезана, то есть вверху размеры кокетки, а затем один край плавно сужаются к противоположной стороне. То есть соединяются кали и боковины, которые пришиваются к кокетке. При этом на кали делают несколько складок. А к низу штанов пришивают подвороты.

Пошив чудидар, чоли

Перед тем как сшить индийское сари, нужно узнать, с чем его носить. Молодые девушки предпочитают тунику с чудидар (это штаны, сужающиеся от колена). По сути, они напоминают джинсы с узкими штанинами, только у пояса идут складки (почти как галифе). Индийские портные кроят сразу две детали правой и левой половины чудидар.

Для этого требуется большой но зато меньше времени уходит на шитье. Начинающим швеям можно найти выкройки брюк с зауженной штаниной у щиколотки. Только нужно немного изменить выкройку, увеличив ее на размеры складок и сшить.

Чоли - это блуза с длинным или коротким рукавом. По выкройкам схожа с рубашечным стилем, то есть рукав имеет большую длину и маленькую высоту оката. Для топа выбирайте эластичные ткани или тонкий хлопок. Потребуются замеры груди, рукава, плеч, длины изделия, талии. Хотя есть короткие топы, оканчивающиеся под грудью.

Индийские портные предлагают выкройки разнообразных форм и вырезов. Они отличаются от упрощенных выкроек топиков, поэтому изделие с глубоким вырезом на спине сидит идеально.

Краткие итоги

Начинающим мастерицам сложно сшить по оригиналам-выкройкам индийские сари. Фото чоли с необычными вырезами подтверждает профессионализм индийских портных. Обратите внимание: несмотря на разные «лепестковые», «волнообразные», «косые», «фигурные» линии, блуза не топорщится и прекрасно держит форму.

Поэтому новичкам лучше найти похожие модели с выкройками в «Бурде»: переводите на ткань и шьете чоли, штанцы, платья. Для сари выбирайте шелк, шифон, органзу, сатин, атлас. Чтобы получить богатый узор, используйте тесьму, пайетки, бусы, бисер.

Как бы мы не делали юбку или штаны (или дхоти), веер (fan) от этого почти не зависит.

Что такое веер?

Это прямоугольный отрез ткани (чаще это - паллав), который собирается в вертикальные складки и подвешивается к поясу. Боковые его части незаметно фиксируют к одежде, чтобы при приседании или ином разведении коленей, веер раскрывался, радуя зрителей неожиданным великолепием костюма (особенно, если он представляет собой паллав - самую яркую и интересно расшитую или расписанную часть сари). Какой ширины складки? Некоторые мельчат по 4см, некоторые закладывают те самые широкие складки по 10-12см., что характерны для драпировки сари.

Предлагаю избрать золотую середину. Крупные складки буду слабо создавать эффект веера, а слишком мелкие будут напоминать западную плиссировку, юбки из которой Вы, может быть, носили в далеком советском детстве. Средний вариант - 15-20 складок. Ширина веера - это ширина сари, то есть 110-115см. Можно взять чуть шире, но уже - не советую. Иначе, когда Вы присядете, веер станет "колом" совсем не по-индийски. То есть, складки получаются 5,5 - 7,5 см. Когда Вы соберете складки и выверите их, заколите пачку складок английской булавкой в начале, в середине и в конце. А затем пройдитесь наметкой по середине получившейся толстой полосы. Так Вам будет намного легче заглаживать складки, потому что они не будут разъезжаться. Потом Вы, конечно, эту наметку распустите.

Есть два способа создания складок.

  • Первый: Вы непрерывно собираете складки. Как пришить, чтобы все они не были направлены в одну сторону и сделать веер симметричным? Пройдемся очень мелкими стежками, как будто наметывая, по той линии, что должна собрать наш веер. Теперь затянем нити, получится, что мы собрали веер так, что Вам не пришлось разворачивать заутюженные складки в одну из сторон, то есть ассиметрично, и все грани складок смотрят точно вперед.
  • Второй способ: создаем вертикальную полосу без складок 8-12см посередине веера путем пришивания там яркой каймы. А затем и слева, и справа закладываем складочки, направляя грани к этой полосе. Получается зеркальная картинка. Что, уже мучаетесь, что выбрать? Это - только начало. Веер - прекрасное поле для фантазии.

(на фото Divadance слева - юбочный костюм с двумя веерами, основной веер - паллав, является частью юбки; как сделать этот костюм - описано ниже).

Конечно, у Вас должен возникнуть вопрос: а что же будет, когда мы постираем костюм? Снова веер заглаживать? Ужас какой-то! Можно и так поступить. А можно застрочить каждую грань каждой складки, отступив не больше миллиметра от грани. Один раз напрячься, но зато потом разгладить - плевое дело. Выбирайте, что Вам проще.

Приделали выбранный веер - получили "одновеерный" костюм. Кстати, веер может быть не отдельным куском материи, а неотделимой частью юбки. Это мы рассмотрим в крое юбки. Но и в этом случае собирать в складки, заметывать и заглаживать его мы будем так же, как описывалось выше.

Чаще всего делают костюм с двумя веерами (как на последнем фото). Второй веер - маленький или "верхний". Он может являться логическим продолжением перевязи в драпировке, при которой паллав перекидывается не назад, а вперед и закрывает грудь. Мы можем сделать его из того же материала, что и основной, а можем сделать другим. Длина его сильно варьируется: от 5 и до 25 см. Замечу лишь, что длинный верхний веер зрительно нередко увеличивает таз или нарушает гармоничные пропорции. Поэкспериментируйте с его длиной, сокращая и увеличивая ее, чтобы понять при какой длине Ваша фигура будет смотреться гармоничнее.

Есть еще костюм из трех вееров, расположенных друг над другом. Они могут быть все одинаковыми и их кайма может идти на равной удаленности друг от друга. Но можно поступить и по-другому: верхний веер будет отличаться и находиться, так сказать, особнячком. Видите, чем дальше, тем больше возможности выбора фосона.

С чоли и веером мы разобрались. Может быть даже определились. Теперь о самом главном: юбка, дхоти или брюки плюс, прилагающиеся к этому, перевязь и набедренник.

В отношении к ним рассмотрим три способа создания костюма:

  • 1). Драпировка и только драпировка сари,
  • 2). Драпируем, но кое-где разрезаем , кое-где сшиваем и т.п.образом "хитрим"
  • 3). Современным образом сшитый костюм (штаны так штаны и все детали шьются отдельно).

Сначала задумаемся о происхождении костюма для бхаратанатьям. Думаете, древние индийцы шили столько предметов: перевязь, штаны, набедренник, да еще два веера? Нет, конечно. Так как основной одеждой в Индии была, и, пожалуй, еще остается сари, то и танцевальный костюм представлял из себя драпировку сари, только несколько отличную от обыденной, учитывая особенности движений в танце.

Драппировка сари для танцовщицы

Самая традиционная драпировка сари называется "ниви".

Сначала одевается чоли и нижняя юбка. Затем мы начинаем создавать "юбку" из сари. Если сари по сути прямое, а не "клеш", то как, спросите Вы можно ходить в длинной и прямой юбке без вытачек? За счет складок. Вы начинаете с правого бока и "мотаете" сари налево. При этом Вы закладываете верхнюю кромку за пояс нижней юбки, чтобы сари с Вас не спадало. Вот Вы прошли один круг. Теперь на левом боку или спереди соберите 5-7 складок на сари, каждая по 10-12 см. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки. Заправьте кромку собранных Вами складок за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону. Еще раз оберните вокруг себя сари, а затем свободный край перекиньте через левое плечо. Если он спадает с плеча, то его можно прикрепить к чоли булавкой. Если в таком сари хотят танцевать или работать по дому (то есть свободный край будет мешать), то его проводят под правым плечом к левому бедру и затыкают за одежду в районе левого бедра.

Вот теперь представьте, что Вам активно двигаться надо, да еще и присаживаться глубоко в плие, опускаться на пол. Надо эту одежду укоротить. Так мы загибаем сари вдоль верхней кромки так, чтобы длина его была намного короче. Или же отрезаем лишнее. Плюс начинаем обматываться не с правого бока а почти с середины переда, тогда затыкаемый за пояс конец станет чуть длиннее, а мы его заткнем не у левого бедра, а посередине: вот Вам и веер из паллава получился. Если все-таки конец мы оставляем маленький, то получится маленький веер, а складки, которые мы закладывали - и есть главный веер в юбочном драпировочном костюме.

Есть и другой вариант: начинаем формировать юбку с середины или с правого бока, но идем в другом направлении - слева-направо. Обойдя круг, складки закладываем такие же и там же, а дальше ведем конец сари по правому бедру назад, затем по спине вверх, через левое плечо вперед на грудь. Чтобы паллав, оказавшийся на груди (та самая наша "перевязь") не болтался, его прихватывают поясом.

Если у Вас тонкое и нежное по фактуре сари, то, несмотря на кучу складок, Вы получите истинно индийский юбочный костюм, в котором можно легко и удобно танцевать. Но сейчас такие костюмы - редкость. В той или иной степени и сами индийцы, и не индийцы, исполняющие классические индийские танцы, используют возможности современного, так сказать, швейного дела. Вы можете возмутиться: какого же черта мы тут в сари долго и упорно заматываемся?! Но если современный костюм является имитацией старого драпировочного, то надо знать и понимать, что мы имитируем, чтобы не дойти до костюма, который на индийский слабо будет похож!

Мы драпировали юбочный костюм, теперь надо исполнить вариант дхоти . После ряда выступлений Divadance-коллективов, как в юбке, так и в дхоти, могу сказать, что в дхоти многие движения смотрятся выигрышнее - "виднее". Но зато в юбке танцовщица выглядит женственно. Чтобы выглядеть женственно и в дхоти, надо выбирать очень нежную ткань.

Разберем драпировку "рыбий хвост" , которую еще в древние временя использовала знать и танцовщики.

Расправляем сари за спиной, так, чтобы изнаночная сторона, разумеется, прилегала к телу и натягиваем концы сари перед собой. Сторона с паллавом должна быть справа. Натягивая сари вперед руками, почти сведенными, мы словно стараемся разделить сари на две равные части (паллав в этом делении не участвует, мы его не учитываем). Когда нам удалось уравнять выведенные вперед части сари, мы захватываем ткань сари обеих половинок в районе, где обыкновенно в брюках застегивается молния, и завязываем эту ткань узлом. Получаем как бы юбку с болтающимися спереди двумя полотнищами. Теперь берем левое полотнище и пропускаем его между ног назад и влево. Оборачиваем ткань вокруг левой ноги, создавая штанину. Выводим вперед, собираем конец полотнища в складки и заправляем себе за пояс спереди - слева. То же делаем с правым полотнищем. Паллав у нас как бы лишний: вот он у нас и повиснет между ног, собранный в складки, как веер. Извернемся посмотреть, что творится сзади. А там наши бывшие полотнища, а теперь штанины расходятся вверх на наши бока буквой"V". Чтобы они не разошлись потом, где не надо, мы, не меняя созданного костюма, оттягиваем ткань этих бывших полотнищ вверх и к центру и заправляем "за пояс" (если это вообще можно назвать поясом). Не забудем про английские булавки, которые могут нам помочь в фиксации сари.

Современный пошив

В драпировочном костюме есть много минусов: долго драпируемся, много складок на теле, не разгуляешься с разными фасонами. Противоположность драпировке - третий, указанные Выше способ - это исполнение костюма сугубо современными европейскими способами пошива одежды . То есть дхоти - уже не дхоти, а просто брюки, перевязь - просто передничек с одной лямкой, а набедренник - точно посаженная округлая кокетка со множеством вытачек. Как это сделать? Заказываете (или шьете) брюки прямые, но к низу зауженные (или можно собрать их в складку). Некоторые делают шальвары, как в восточных танцах. По идее они не должны были узкими и очень облегающими, но все чаще можно увидеть именно такие. Главное - чтобы точка соединения внутренних швов штанин была четко у физиологически нужного места, а не провисала вниз, иначе Вы не сможете принять одну из наиболее распространенных позиций - сесть в глубокое плие. Как понять, где должна быть длина изделия? Пойдем логическим путем. Прямо над щиколоткой, точнее, над боковой выпирающей косточкой, Вы наденете полосу ножных колокольчиков, шириной около 10 см. Если у Вас их еще нет, повяжите соответствующей ширины полоску ткани. Ваши штаны должны заканчиваться незадолго перед колокольчиками (которые, кстати, называются гхунгуру), не налезая на них.

Как сделать передничек с одной лямкой, пусть и с заложенными и заутюженными по всему его протяжению вертикальными складочками, может сообразить любая швея. То же относится и к набедреннику - фактически это полукруглый широкий пояс, похожий на кокетку у юбки, в которую можно заложить вытачки как в кокетке, по длине пустить ту самую кайму и сузить - свести "на нет" спереди, как справа, так и слева.

Но, одев почти европейские штанишки, некрасиво увеличивающие таз своим зауженным силуэтом вкупе с набедренником, а также передничек с одной лямкой, Вы рискуете потерять ту самую индийскую гармонию исконного костюма, создаваемого драпировкой. Который, кстати говоря, женскую фигуру уродливой не делает. А зрители, глядя на Вас, будут недоумевать, зачем у Вас, одетой в столь понятную и привычную западному человеку одежду между ног болтается какая-то тряпка столбиком. Смотрится веер в этом одеянии обычно очень несуразно.

Компромисс

Поэтому обратимся к среднему - компромиссному варианту . Где-то будем драпироваться, где-то шить. Сначала оговорюсь, что я приведу лишь один из возможных вариантов юбочного костюма и костюма дхоти. Проявив фантазию, можно сделать еще много интересных фасонов, которые я наблюдала в видео бхарата натьям. Фактически юбка для бхарата натьям - это прямая юбка со вставкой многочисленных складок точно спереди. Раскроим юбку как прямоугольник. Длиной будет наш объем бедер плюс ширина веера. Хотя я еще прибавляла 15 см, иначе тесновато получается. Конечно, вырезая эту часть сари, не забудьте и про подгиб. Договоримся, что впредь я о нем уже не заговорю - и так ясно, что где есть необработанный в виде каймы край, там требуется подгиб или 1-2 см на оверлок.

Шириной прямоугольника пока является ширина сари, но для нас такая юбка - длинновата. Можно сразу ее укоротить. Принцип определения длины мы уже рассмотрели, описывая штаны. Отрезаем лишнее вместе с той каймой, где будет верх изделия (кайма по низу изделия нам необходима). Это лишнее потом пойдет на пошив набедренника (его можно сшить с вытачками, как на кокетке, что мы уже обсуждали). Короткие стороны прямоугольника сшиваете почти до верха, оставив 10-15 см, чтобы потом влезать в юбку. Теперь повязываете себе широкую корсажную ленту на талию, где будет предполагаемый пояс. Заложим складки веера (делаем его, как описывалось выше), натянем получившуюся прямую юбку на бедра. Посадим верх юбки на корсажную ленту, защипывая небольшие складки там, где в европейских юбках вытачки: две на спине и две спереди, плюс там, где обычно на юбках проходит боковой шов. Снимаем юбку, дважды загибаем внутрь необработанный край ткани, чтобы наметать и одной строчкой пристрочить потом ткань сари к корсажной ленте, спрятав разволокняющийся срез ткани (а сари ой как сыпаться любят!). Осталось приладить крепеж в том месте, где мы в юбку влезать собирались в будущем. Заметим, что веером является складчатая часть юбки - туда можно пустить паллав, а можно использовать лишь обычную часть сари.

Теперь о дхоти (на фото справа и слева - костюм - дхоти, а перевязь - по схеме см.ниже). Возьмем опять прямоугольник. Для меня подошел фрагмент сари длиной 270см (включая подгиб), учитывая 46 размер. Вы можете убавить или прибавить соответственно размеру. Ширина прямоугольника зависит от длины изделия. Если ничего не отрезать (или не заворачивать), то дхоти будут до ступней, что нам не подходит. Поэтому, как и в случае с юбкой, мы отрезаем полосу около 25см. Делаем драпировку "рыбий хвост". Отличием будет то, что из-за меньшей длины Вам некуда будет заправлять концы. Полотнища штанин кончатся где-то на середине передней поверхности бедра. Здесь-то мы их и можем прихватить в паре мест к иным слоям штанин. Не переусердствуйте: ведь при движении, слои будут "ездить" друг по другу, обеспечивая свободу движений. Именно в дхоти так легко приседать в глубокое плие, не чувствуя натяжения ткани ни в колене, ни между ног. Именно там, где кончились наши полотнища, мы и будем незаметными стежками прикреплять веер. Заодно и концы полотнищ будут спрятаны. Кстати, именно при этом способе создания костюма, мы создаем тот неровный низ у дхоти, который и должен быть: где один дугообразный фрагмент ткани перехлестывается с другим.

Теперь самое время вшить на месте завязывания молнию, а везде, где мы затыкали и заправляли ткань - подшить. Так мы сможем снимать и одевать дхоти, не заматываясь каждый раз. Перед тем, как делать все это с трудом добытым сари, можно поэкспериментировать на другой ткани. Чем хорош этот вариант - не надо быть большим специалистом в шитье, чтобы сделать такое.

Тем, кто все-таки хочет брюки, могу посоветовать найти такие выкройки брюк, что наиболее схожи по фотографии готового изделия с тем, что Вы увидите в зеркале, задрапировавшись в дхоти.


Перевязь. По сути это - полоса материи, идущая от правого бока в ту же точку, проходя через левое плечо. Можно, конечно, пустить кусок сари через плечо, но, если мы хотим избавиться от излишней толщи ткани, то схитрим: сузим эту полосу там, где она не нужна в широком виде: в задней ее части. Найдем боковую точку юбки справа, от нее измерительную ленту перекинем через левое плечо и вернемся к той же точке.

Так мы получим длину изделия. Прибавим 10-20 см на то, чтобы некоторая часть ткани ушла под одежду спереди и сзади. Или наоборот, эта часть ткани будет выглядывать из-под пояса. Вычертим вдоль каймы сари полосу этой длины шириной 15-30 см, включая кайму. Теперь найдем на полосе местояч, где будет наше плечо. Развернем ткань так, чтобы кайма была справа. Отступим от метки плеча еще 5-10 см вверх (чем шире кайма, тем больше отступаем) и проведем здесь линию, пересекающую нашу полосу. От этой линии мы будем расширять нашу перевязь, проведя косую линию от левого края полосы вверх-влево. Практически под 45 градусов (возможны колебания). Эта расширяющаяся часть будет у нас на груди. Чтобы эта часть изделия выглядела солиднее, к косой линии пришъем кайму. Полученная перевязь смотрится намного более по-индийски, чем плоский передничек, который еще и грудь делает похожий на стиральную доску: плоской и в ребрышках.

Только на первый взгляд кажется, что у всех исполнителей индийских классических танцев внутри одного стиля одинаковые по фасону костюмы. Фасонов большое множество, даже учитывая разнообразные комбинации вышеперечисленного. Смелее выбирайте, экспериментируйте, творите…

Классический индийский танец бхаратанатьям (много статей по этому стилю )

Этно-вечеринка "азрар" - март 2011г.

Здесь костюм создан с помощью настоящей драппировки дхоти, зафиксированной с помощью швейной машинки. Получился удобный, хорошо сидящий костюм, во многом за счет мягкости шифона. После оборачивания вокруг ног, оставшийся конец искусственно созданного из отреза шифона сари собран в складки, которые служат веером.

Классический индийский танец в стиле бхаратанатьям (bharatanatyam)

"Джатисварам"

концерт - вечеринка "Диваданс" в клубе "Территория Ultra " 11.04.2010г.

Здесь вокруг ног сделана тоже драппировка дхоти настоящего сари (выбрано тонкое и нежное на ощупь), затем к получившимся штанам прикреплен веер, сшитый из паллу (паллава)

Елена Стеценко Хореография - старинная (традиционная)

Как сшить костюм - сальвар (шальвар) камиз.

Сальвар - широкие штанцы

Камиз - платье, рубаха, туника (в зависимости от моды, стиля)

Носится с дупаттой на голове или на груди. Дупатта - палантин длиной в среднем 2м. 15 см.

Сальвар может быть разным. Обычный и более широкий - патьял сальвар.

Сальвар на кокетке (обозначенный в книге как modern salwar)

Требуется кокетка (2части), 2 боковые части, 4 внутренних части (кали) и две отдельных части с орнаментом на подворот низа.

Кокетка (рис.1):

Вывести прямую из 0 по 1-0

1-0=1/6 обхвата бёдер плюс 2,5 см (1дм)

2-0=1/4 бёдер плюс 1,5см (1/2дм)

3-1=то же, что и 2-0. Соединить 3-2

Оставить 5см (2дм) по 2-0 на подворот.

Боковая часть (рис.2):

Сложить на 5-4

5-4=полная длина минус длина кокетки 1-0 плюс 2,5см (1дм)

6-4= половина обхвата низа плюс 2,5см

7-5= то же, что и 6-4. Соединить 7-6.

Кали (рис. 3): 9-8= то же, что и 5-4

10-8= 1/3 бёдер или больше в зависимости от желаемой свободы (объема)

11 выводится из 10

11-10=1/4 бёдер плюс 10 см (4дм) минус длина кокетки 1-0 плюс 1,5 см (1/2дм) на два шва

12-11=5см(2дм)

13-9=4см (1 Ѕ дм)

Соединить 13-12

Оформить 11-13 как показано.

Заметки:

Можно заложить складки только спереди.

После соединения 6-7 боковой части с 8-9 кали, деталь будет выглядеть как на рис.2

Присоедините отдельные подвороты (см14-14) к низу 13-13

Рис.1 показывает развернутую кокетку. Оставьте 6-1=около 5см (2дм) 15-10А=то же что и 6-3

Соединяя верхнюю и нижнюю части, вначале соедините 6-3 с 15-10А

Заложите складки на 10-8-15 и соедините эту часть с 5-6. Здесь 4-5 и 10-11 должны выложится в одну линию.

В таком же порядке изготовить другую часть

Соедините шаговый шов (11-13) на правой и левой штанине

Верхнюю часть шьем как обычно. На 4-2 оставьте припуск для подворота.

А вот, что и где нужно увеличить, чтоб сальвар стал шире.



чудидар камиз

То же, что и сальвар камиз, за исключением штанов:). Чудидар - штаны в обтяг ниже колена:)

Кроится по косой, для лучшего облегания ниже колена.

Для этого либо готовится «bias bag» (см. рис. 4-6) или просто кроится, как показано на рис. 2.

Предполагается, что ниже лодыжки чудидар собирается складками, для этого длина 4, 2 увеличивается.

Раскладка на развернутом материале (рис.2): Этот метод используется, когда нужно получить изделие без швов, но расход материала в данном случае большой.

Необходимое количество материала:

В длину - двойная длина изделия, при ширине примерно равной ширине изделия по бёдрам. Если ширины не хватает, то необходимая длина соответственно увеличивается.

Создание «bias bag».

Этот bias bag , шириной примерно 2/3 обхвата по бёдрам, готовится следующим образом.

Рис.4: 1-2-3-4 материал взятый для bias bag. 1-4 или 2-3 по долевой и 1-2 или 3-4 по поперечной.

Рис. 5 Складывая материал по 5-6 мы получаем размер 2-3-6-5. Сострочить на машинке по 2-5 и 3-6 оставляя 1см (1/4дм) на шов. 7 от 5 (по прямой линии) равно 2/3 измерения по бёдрам, необходимая ширина.

Рис.6: Раскрыть сложенный материал, соединить 7-10-9 с 7-8-9 и мы получаем bias bag с закрытыми сторонами. После разрезания по линиям 5-7 и 9-6, bias bag можно легко разместить на столе для раскроя.

Теперь разверните стороны 1-2 и 3-4 (рис.7), так, чтобы во время раскроя все швы соединения оказались ниже колена, небольшой шов может появиться в самом низу.

Рис. 7 - Раскладка на bias bag

Инструкции к раскрою:

Вывести прямую линию из 0, сложить по 0-4

1-0=1/4 бёдер плюс 7,5 см (3дм)

2-0=полная длина

3-1= половина расстояния 2-1 минус 5 см (2дм)

4-2= от 7 до 12 см (3-5дм) или по желанию на сборки.

Вывести прямые линии из 1,3 и 4

5-1= ¼ бёдер плюс 5 см (2дм). Провести линию к 6.

7-5= 5см (2дм)

Соединить и оформить 6-7 как показано

8-3= половина обхвата колена

9-4= половина обхвата по низу

Соединить и оформить 7-8-9 как показано

10-9= от 10 до 15 см (4-6дм) для раскрытия по низу

Оставить 5 см (2дм) над 0-6 для ленты и 4 см ниже 4-9 для подгибки.

Если ширины материала достаточно, чтобы кроить по косой как на рис. 2, то. шов должен быть на 7,5 см (3дм) выше паха, т.е. линии 1-5-7, см. пунктирную линию X-X. В этом случае оставить припуски на шов с 2х сторон по линии X-.

Загрузка...
Top