Виды насилия. Причины насилия. Последствия насилия. Насилие в школе. Причины и способы преодоления Что такое насилие в школе

Плохое внутреннее состояние ребенка бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Как бороться с насилием в школе, куда обращаться и каковы последствия?

«Привет. Павлик С. в больнице. Избили. Состояние тяжелое. Собираем одноклассников, чтобы поддержать его и родителей. Если можешь – приходи в субботу», – выскочило сообщение в Одноклассниках.

Слезы комом застряли в горле.

Не то чтобы мы с Павликом были близкими друзьями, но это самый добрый и дружелюбный мальчик в нашем классе. Где-то в груди дрогнула смесь жалости и раскаяния.

Павлика всегда обижали, били, унижали в классе. Насилие в школе – что делать? А он совсем не плохой или неприятный – наоборот. Просто он такой слабенький и беззащитный – любой может его обидеть. И, хотя сама я в этом не участвовала, защитить его тоже не могла.

Прошло время, но Павлик по-прежнему попадает в передряги. Это сейчас мы стали взрослые и способны поддержать его. А тогда мы были детьми и почему-то вели себя иначе.

Калейдоскоп вариаций

Количество причин, предположительно провоцирующих насилие в школах, столь велико, что в любой семье можно найти целый букет таких причин: появление второго ребенка, влияние СМИ, низкий социальный статус, развод, особенности здоровья или внешнего вида ребенка. Подростковый возраст – вообще палочка-выручалочка для объяснения всего на свете в жизни ребенка.

Все это звучит не всегда обосновано и размыто. И больше всего потому, что ни одна из этих причин не дает ключ к решению проблемы, когда .

Насилие в школе может проявляться по-разному. Не обязательно это только избиения. Принуждение к определенным действиям, игнорирование, обзывание, унижение – это тоже насилие. Насилие в школах может происходить не только между учениками, но и в отношениях с учителями. Но все эти явления будут иметь один корень – природа насилия одна.

Раскрыть эти причины значит решить проблему насилия в школе и для агрессора, и для жертвы, и для коллектива в целом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что если ребенок проявляет насилие в школе или является его жертвой – это серьезный сигнал, предупреждающий, что он развивается не в соответствии со своей природой.

Рождение агрессора и жертвы

Все начинается с аксиомы – человека определяют его желания. Мы так устроены: когда я хочу и получаю – я радуюсь жизни. Если я хочу и не получаю, то в желании возникает неудовлетворенность.

Каждому родителю знакома классическая история – когда ребенок не получает желаемую игрушку, он не просто плачет или истерит, в этот момент он не любит родителя. В этот момент он вообще никого не любит. Искренне. Если же он получает желанную игрушку, то он светится счастьем и любит родителя. И весь мир вместе с ним.

Это примитивная схема на удивление универсальна. Мы ведем себя так в течение всей жизни. Будучи реализованными в своих желаниях, мы счастливы и способны любить. Ненаполненные желания порождают в нас неудовлетворенность и неприязнь по отношению к другим людям. Эта неприязнь так или иначе выражается во внешнем мире. Подавить ее безболезненно для себя или для других практически невозможно.

Усугубляет ситуацию то, что дети живут по первобытным сценариям, так как еще не овладели социальными и культурными навыками, направляющими их неприязнь в допустимое для выражения русло. Они выражают ее непосредственно по отношению к другим людям. По-первобытному. И тут уж кто на что горазд. Если ребенок обладает достаточной физической силой или авторитетом в классе, он с легкостью сбрасывает свою внутреннюю неудовлетворенность на попавшуюся под руку жертву.

Если ребенок с накопленной внутренней агрессией физически слаб, он может действовать психологически – занять ряды подхалимов, сплетников, клеветников или даже сам стать жертвой насилия в школе. Его плохое внутреннее состояние бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Такие дети могут переходить из числа агрессоров в число жертв и обратно в зависимости от обстановки в коллективе.

О каких желаниях идет речь и почему они не наполняются

Может сложиться впечатление, будто родители должны удовлетворять каждое желание ребенка из разряда купи то, подай се, пошли туда. А иначе – неудовлетворенность, плохие состояния и случаев насилия в школе не избежать. Но речь о другом.

Прежде всего это психологическая проблема.

Удовлетворения требует не каждое желание, а только врожденные, данные нам природой для самореализации в обществе. Именно они формируют ценности, приоритеты, наклонности и таланты ребенка. Врожденные желания всегда подкреплены свойствами, которые в детстве необходимо развивать. Нормальное развитие и последующая реализация человека согласно его природным желаниям обеспечивает ему наибольшую адаптивность в социуме.

Очень часто родители воспитывают ребенка, ориентируясь на собственные концепции и предпочтения. Не учитывая врожденные свойства и желания ребенка. Это приводит к задержкам развития и неудовлетворенности ключевых желаний ребенка, неприязни и снижает его способность к адаптации в коллективе.


Неторопливый умник

Например, в семье родился усидчивый, неторопливый, терпеливый, послушный ребенок. Такие дети являются носителями . Они обладают аналитическим мышлением и особой склонностью к обучению. Их врожденное желание – накопление и передача знаний и опыта.

Потенциально в будущем это лучшие педагоги, наставники, профессионалы своего дела. У них золотые руки. Для того чтобы знания передать, их надо сначала приобрести. Именно для обучения таким детям от природы задана прекрасная память, усидчивость, медлительность. На самом деле, это и не медлительность вовсе, а особенность работы их аналитического мышления, которое позволяет разложить всю поступающую информацию «по полочкам» в голове уже на входе.

Если родители в попытке «развить» своего «медленного» ребенка пытаются его ускорить – постоянно подгоняют, заставляют заниматься неподходящими видами спорта, прививают ему так называемые лидерские качества, то они нарушают нормальный процесс развития. Как ни странно, именно попытки «ускорить» такого ребенка сбивают его с ритма и вводят в ступор. Ребенок становится еще более медлительным, упертым, обидчивым, теряет способность к сосредоточению.

Прервали, поторопили, перебили, не оценили усилий. Развитие свойств, необходимых ребенку для наполнения его врожденных желаний, затормаживается. В результате чего именно у детей с анальным вектором формируется склонность к физическому насилию, агрессии и проблема насилия в школе.

Что насчет насилия в школах со стороны учителей?

Этот же механизм работает и для учителей. Если педагог находится в состоянии фрустрации, то велика вероятность случаев насилия в школе с его стороны над детьми. Причем такой учитель вовсе не выглядит как страшный маньяк. Он может выглядеть очень интеллигентно. Распознать в нем склонность к насилию – задача взрослых. В первую очередь, родителей школьников. Это можно сделать буквально с одного взгляда и нескольких фраз, разбираясь в психическом человека. Именно такой навык развивает системно-векторная психология Юрия Бурлана – осознавать психику других людей.

Мама, я тебя не чувствую!

Еще одна базовая причина нарушения развития ребенка – потеря чувства защищенности и безопасности. Это чувство – основа основ, без которой ребенок останавливается в развитии. Чувство защищенности и безопасности ребенок получает, в первую очередь, через мать. В каком состоянии находится мама, в таком и ребенок. Если в силу каких-то причин, например, депрессии, болезни, развода, мама лишается чувства защищенности и безопасности, то и ребенок его теряет. То есть это психологическая проблема и взрослых тоже.

Также ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, если в семье его бьют, унижают. Те, кто должны выступать гарантами безопасности и благополучия ребенка, в данном случае становятся источником опасности. – физическое и вербальное – это самый верный способ лишить их чувства защищенности и исковеркать их судьбу.

Часто такой ребенок имеет два сценария развития событий, в зависимости особенностей личности (векторов). Либо он становится объектом насилия в школе, либо пытается сбросить напряжение, объединяясь с такими же, как он, на неприязни против слабого. В этом случае дети могут совершать групповое насилие, физическое или психологическое, по отношению к объекту неприязни – против учителей, например, или против отличников.

Вечные жертвы

Есть один тип детей, которые не способны стать агрессорами. При неблагоприятном сценарии их развития они становятся исключительно жертвами насилия в школах. Это кожно-зрительные мальчики. задает им сильнейший врожденный страх смерти и, в потенциале, наибольшую способность любить и сострадать. Но для того чтобы избавиться от страха и научиться любить, им надо правильно развиться.

Эти мальчики от природы не способны драться, наносить вред другим людям. По поведению и внешнему виду они больше походят на девочек. Красивые, утонченные, мечтательные, эмоциональные, склонные реагировать слезами. При этом девочками они никоим образом не являются. Но и к мальчикам их не берут. В будущем они могут стать талантливыми певцами, актерами, танцорами. Но если в детстве не давать им развиваться в этом направлении, пытаться делать из них «настоящих мужиков», то трагедии не избежать.


Павлик был из таких, хрупкий, чувствительный, боязливый. Его родители старались дать ему все, даже отдали на борьбу, чтобы умел постоять за себя. Но несмотря на попытки родителей вырастить своего сына настоящим мужчиной, он постоянно оказывлася предметом издевательств и унижений.

Павлик не мог найти свое место в коллективе. По настоянию отца он пытался пристроиться к мальчикам, н о на их фоне его нежность только еще больше контрастировала и навлекала агрессию. С девочками тоже общаться не умел. Да девочки и не особо жаловали того, кто вечно забит. Его били, унижали, разбрасывали вещи, обзывали. Одним словом, сбрасывали свою агрессию на того, кто не мог защитить себя и к тому же вел себя «как девчонка». Как помочь ему – не знал никто. Вмешательства учителей не спасали.

Идти за свойствами ребенка

В моем классе был еще один кожно-зрительный мальчик, Вася. Такой же, как Павлик – добрый, нежный, улыбчивый. Более того, он был из неполной семьи («неблагополучной» в стандартном понимании). Он жил с мамой без отца. Но мама оказалась весьма мудрой женщиной и смогла обеспечить своему сыну . Кроме этого, она не подавляла его артистических свойств, а с ранних лет отдала на танцы.

Результат – его врожденные свойства получали развитие, а желания были наполнены. С ним хотелось общаться, а не гнобить. Он не пытался соревноваться с мальчиками на «мужском» поле. При этом прекрасно ладил с девочками. Занятия бальными танцами давали ему фору по сравнению с любым другим мальчиком в общении с одноклассницами. На фоне девочек акцентировались его мужские качества и он не чувствовал себя слабаком, как Павлик, который отчаянно пытался влиться в мужские ряды. У Васи не возникало сомнений в собственной мужественности.

Он нашел свое место, и ничего, что при этом он был ребенком из неполной и небогатой семьи, не имел классических «мужских» черт и золотых медалей. Умение адаптироваться в любом коллективе зависит от того, как проходит развитие ребенка, и от наличия чувства защищенности и безопасности, которое зависит от мамы.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертзой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия сгановятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):

Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из се^ей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью. Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место применение силы в отношениях:

  • ученик – ученик
  • учитель – ученик
  • ученик - учитель

Какие формы имеет школьное насилие?

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Что такое эмоциональное насилие?

Эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, направленное на ухудшение психологического благополучия жертвы.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

Какие бывают виды эмоционального насилия?

  • Насмешки
    • Присвоение кличек
    • Бесконечные замечания и необъективные оценки
    • Высмеивание
    • Унижение в присутствии других детей и т.д. ...
  • Отторжения
    • Изоляция
    • Отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой
    • Не приглашают на дни рождения и т. д....

Что такое физическое насилие?

Под физическим насилием понимают применение физической силы по отношению к ученику, товарищу по учебе, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся

  • Избиения
  • Нанесение удара
  • Шлепанцы,
  • Подзатыльники
  • Порча и отнятие вещей и проч.

Кто чаще всего становится жертвой школьного насилием?

  • Особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при ММД). В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приходятся в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар ». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
  • Плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработан психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты соответственно их возрасту, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Приняв роль жертвы, ребенок смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдания насильнику: «... ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это ».
  • Страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценок. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевательств одноклассников;
  • Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, посещающие в школу детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, которые ходили в детский сад;
  • Болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушение речи - дизлалия (косноязычие), дизграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучения чтению), дизкалькулия (нарушение обучения счету) и т. д.;
  • Низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и меньшей способностью к обучению ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других "и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом - насильственному поведению как варианту компенсации. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Кто чаще всего становится насильником в школе?

  • Неполные семьи. Ребенок, который воспитывается отцом-одиночкой, более склонна к применению эмоционального насилия в отношении других детей. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
  • Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, которые не доверяют и негативно настроены к миру и школы, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственные действия ребенка матерью не осуждается и не корректируются. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
  • Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях часто задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
  • Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и дальше применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем другие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации - приказная, рявкает и повышенном тоне, оценивает его как нормальный. Итак, в покрикуваннях и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого.
  • Семьи с генетической склонностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу проявляется большая склонность к насильственным действиям. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие оценки по предметам позитивно коррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Низкая успеваемость у девочки имеет больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем у мальчика с плохой успеваемостью.

Что способствует школьном насилию?

  • 1. Анонимность крупных школ и отсутствие разнообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку, в силу ее особенностей, подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детей с неустойчивой нервной системой, заводить их и нарушать психоэмоциональное состояние. В большом школьном коллективе к насилию привлекает и большое анонимность, т.е. меньше вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и др. Отсутствие поблизости других школ, ограничение в выборе также решения " связывают руки учителям-насильников, поскольку дети и родители вынуждены терпеть произвол - им некуда деваться, ребенка каждый день далеко в школу возить не будешь, особенно если она в нескольких километрах и нет доступного транспортного сообщения.
    В одной из таких школ, расположенной в военном городке, на территории Западной Украины, через учительское произвола течение 2 лет было совершено 3 суициды випускнкамы старших классов.
  • 2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насилие в поведении учителя обусловлено, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями: «Кто сверху - тот и сильнее». Раздражительность, недовольство учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Если учитель позволяет внешним факторам оказывать на себя влияние (неурядицы дома, конфликты с администрацией и т. д.), то его профессионализм подвергается большому сомнению. К сожалению, профессиональное выгорание чаще вымещают на учениках.
  • 3. Равнодушие и наплевательское отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются в детские разборки, говорят родителям, что жалуются: «Пусть дети сами разбираются». Если в учительскую произвола также относятся и соученики, и родители - «.. . Но моего ребенка она же не обижает », и руководство школы, то насильник чувствует себя безнаказанным.

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия - психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего - это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие - это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей - родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию - запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

  • к ишемической болезни сердца;
  • синдрому хронической усталости;
  • онкологическим заболеваниям и др.

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он - это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина - это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе - это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками - показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Ответственность за насилие

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, - это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание - самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Загрузка...
Top