Вайцеховская vs Тутберидзе. Да пребудет с вами Сила! Елена вайцеховская - слезы на льду Вайцеховская спорт экспресс статьи


Родилась 1 марта 1958 года во Львове. Отец - Вайцеховский Сергей Михайлович (1931 г. рожд.), мастер спорта по современному пятиборью. Мать - Мария Ивановна - мастер спорта по плаванию. Дети: Елена, Алексей, Алина.

Плавать Елена начала уже в возрасте 3 лет. Потом стала тренироваться у мамы, поскольку ребенка было не с кем оставлять дома. О том периоде вспоминает: "Мне было безумно скучно постоянно сидеть в холодной воде бассейна. Я постоянно придумывала какие-то шалости, будоражила всю группу и однажды, когда мама в очередной раз выгнала меня с тренировки, пошла в гимнастический зал - плакать. Там меня и подобрала Валентина Николаевна Дедова - тренер по прыжкам в воду".

Прыгать Елена начала очень поздно по меркам этого вида спорта. Более того, с общепринятой точки зрения, ей не хватало гибкости, прыгучести. Плюсом был лишь характер и желание во что бы то ни стало доказать родителям и всем окружающим, что она может чего-то добиться. Хотя даже Дедова любила повторять: "Из тебя никогда не будет толку - слишком многое, кроме спорта, интересует тебя в жизни".

С десятиметровой вышки Елена прыгнула впервые в жизни в 13 лет. А уже в 16 обладала самой сложной произвольной программой в мире. В 1974-м стала чемпионкой СССР, бронзовым призером чемпионата Европы. На следующий год заняла 4-е место на чемпионате мира.

В состав олимпийской команды 1976 года Елена попала почти случайно. Из-за болезни неудачно выступила в отборочном чемпионате страны и после долгих дискуссий (и убедительной победы в контрольных соревнованиях над пятью претендентками на единственную свободную вакансию) ее включили в сборную третьим номером, заметив при этом, что для дебютантки будет успехом даже место в восьмерке.

Тренер Вайцеховской в Монреаль приехать не смогла. Но повышенная ответственность оказалась лишь на руку: Елена выиграла золотую медаль, став первой советской олимпийской чемпионкой среди женщин. По оценке Сергея Вайцеховского (в те времена - главного тренера сборной СССР по плаванию), в Монреале в полном блеске проявилось главное качество дочери: умение добиться максимального результата именно тогда, когда все препятствует этому.

В 1978 году карьера Елены Вайцеховской практически оборвалась: накануне чемпионата мира спортсменка получила тяжелую травму при неудачном входе в воду - разрыв плечевого сустава. Дальнейшие попытки продолжать прыгать были малоуспешными. И в 1980 году за месяц до Игр в Москве Елена ушла из спорта.

Уход из спорта не стал трагедией, как это нередко бывает. Сама себе спортсменка признавалась в том, что, победив на Олимпийских играх, добившись тем самым максимального спортивного результата, она почти полностью потеряла интерес к прыжкам в воду.

После этого она окончила Государственный центральный институт физической культуры в Москве, в который поступила еще в 1975 году, сразу после окончания школы. Тогда Елена всерьез намеревалась продолжать учебу в институте иностранных языков или в крайнем случае - на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Отговорил отец, объяснив: "В этих вузах учиться нужно серьезно. Если ты готова бросить спорт - поступай. Если нет - иди в институт физкультуры, где спортсменам обеспечен режим наибольшего благоприятствования". Был и второй аргумент: поскольку дальнейшая профессия наверняка будет связана со спортом, такие предметы, как анатомия, физиология, основы тренировки, спортивная медицина и некоторые другие, желательно знать досконально.

После защиты диплома Вайцеховская год работала детским тренером, после чего сказала: "Теперь я знаю точно: тренера из меня не получится!" Пробовала себя Елена и на телевидении - комментировала соревнования, готовила и вела выпуски новостей. Ездила с командами переводчиком (кроме английского, выученного в спецшколе, освоила французский и немецкий языки). Вышла замуж, родила троих детей (Елену, Алексея и Алину). Двое младших родились в Мурманске - там четыре года служил муж-офицер). В конце 1988 года семья вернулась в Москву. И осенью 1989-го, на следующий день после того, как младшая дочь пошла в детский сад, Елена начала работать штатным корреспондентом газеты "Советский спорт".

В 1991 году она ушла оттуда с группой журналистов, чтобы создать новое профессиональное спортивное издание - "Спорт-экспресс". Там работает и по сей день. В 1992 и 1996 годах она признавалась лучшим спортивным журналистом России. В качестве обозревателя газеты работала на пяти Олимпийских играх, множестве чемпионатов мира. Пишет о плавании, фигурном катании, гимнастике, борьбе, штанге, хоккее, лыжах. Ее принцип в журналистике - открывать спорт для болельщиков через выдающихся личностей. Раскрывать психологию борьбы и людей.

"Для меня на самом деле нет большой разницы, в каком виде спорта работать, - сказала Вайцеховская однажды. - Мой уже двенадцатилетний опыт работы журналистом говорит о том, что самое простое - выучить правила и имена. Гораздо сложнее понять внутренние законы спорта. Психологию победы и поражения, глубину трагедий и силу ликования. Даже в столь противоположных внешне видах спорта, как прыжки в воду и штанга, эти законы едины. Не люблю, кстати, когда меня начинают сравнивать с другими коллегами. И не считаю себя лучшей. Просто о спорте я знаю то, чему нельзя научить и не всегда можно понять, наблюдая за спортсменами со стороны".

Идеальной матерью и женой себя не считает. ("Журналистика -профессия не женская. Надо быть готовым в любой момент бросить все и мчаться неизвестно куда. А это никак не способствует укреплению отношений в семье".) С другой стороны, уверена, что наибольшее влияние на детей оказывает не столько постоянное присутствие рядом родителей, сколько сила их личности. ("Мы с братом часто оказывались одни. Но именно на примере родителей - одержимых спортом людей - учились отношению к своему делу. И тому, что все, что ты делаешь, нужно стремиться делать максимально хорошо. От мытья посуды - до управления государством".)

В 1992 году Е.С.Вайцеховская была введена в Зал спортивной славы плавания в США. Она является членом пресс-комиссии Международной федерации плавания (ФИНА) и Международной федерации борьбы (ФИЛА). В 2000 году была награждена Бронзовым орденом ФИЛА как лучший журналист, пишущий о борьбе.

Ее жизненное кредо полностью совпадает с девизом отца: "В жизни всегда больше сдавшихся, чем проигравших". Кредо журналиста - в любой ситуации всегда ставить интересы спортсмена выше собственных. Даже если это мешает работе.

Живет и работает в Москве.

В бассейн Елена попала в 3 года, позже начала заниматься у мамы Марии Ивановны - тренера по плаванию. Из воспоминаний Елены Вайцеховской: «Мне было безумно скучно постоянно сидеть в холодной воде бассейна. Я постоянно придумывала какие-то шалости, будоражила всю группу и однажды, когда мама в очередной раз выгнала меня с тренировки, пошла в гимнастический зал - плакать. Там меня и подобрала Валентина Николаевна Дедова - тренер по прыжкам в воду». По меркам вида спорта, прыгать Елена начала поздно, кроме того, считалось, что ей не хватало гибкости и прыгучести. Справляться с трудностями помогали характер и желание во что бы то ни стало доказать родителям и всем окружающим, что она может чего-то добиться. С десятиметровой вышки Елена прыгнула впервые в жизни в 13 лет. В 16 лет у нее уже была самая сложная произвольная программа в мире. В 1974-м стала чемпионкой СССР, бронзовым призером чемпионата Европы. На следующий год заняла 4-е место на чемпионате мира. При этом на Летние Олимпийские игры 1976 года Елена попала почти случайно. Из-за болезни она неудачно выступила на отборочном чемпионате страны, и после долгих дискуссий (и убедительной победы в контрольных соревнованиях над пятью претендентками на единственную свободную вакансию) ее включили в сборную третьим номером. Предполагалось, что для дебютантки успехом будет даже место в восьмерке.

В Монреале Елена Вайцеховская выиграла золотую медаль, став первой советской олимпийской чемпионкой среди женщин. По оценке Сергея Вайцеховского (в то время - главный тренер сборной СССР по плаванию), на соревнованиях проявилось главное качество дочери: умение добиться максимального результата именно тогда, когда все препятствует этому.

Уход из спорта

В 1978 году карьера Елены Вайцеховской вынужденно закончилась: накануне чемпионата мира при неудачном входе в воду спортсменка получила тяжелую травму - разрыв плечевого сустава. Дальнейшие попытки продолжать прыгать были малоуспешными. В 1980 году за месяц до Игр в Москве 22-летняя Елена ушла из спорта. По словам самой Вайцеховской, победив на Олимпийских играх и добившись тем самым максимального спортивного результата, она почти полностью потеряла интерес к прыжкам в воду. Елена окончила Государственный центральный институт физической культуры в Москве, в который поступила еще в 1975 году, сразу после окончания школы. Вайцеховская собиралась продолжать учебу в институте иностранных языков или в крайнем случае - на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Отговорил это делать отец, объяснив, что для качественной учебы в таких вузах придется бросить спорт, а для дальнейшей работы, которая наверняка будет связана со спортом, анатомию, физиологию и спортивную медицину желательно знать досконально. После защиты диплома Вайцеховская год работала детским тренером, после чего стало понятно, что эта деятельность не приносит удовольствия и пользы. Елена пробовала работать на телевидении - комментировала соревнования, готовила и вела выпуски новостей. Также ездила с командами переводчиком (кроме английского, выученного в спецшколе, освоила французский и немецкий языки). Вышла замуж, родила троих детей (Елену, Алексея и Алину). Двое младших родились в Мурманске - там четыре года служил муж-офицер). В конце 1988 года семья вернулась в Москву.

Журналистская деятельность

Осенью 1989 года Елена Вайцеховская начала работать штатным корреспондентом газеты «Советский спорт». Первое большое интервью («Я написал секретное письмо») взяла у собственного отца, тренера по плаванию Сергея Вайцеховского. Не раз отмечала, что это задание стало самым сложным из тех, что приходилось выполнять за всю журналистскую жизнь. В 1991 году с группой журналистов ушла из газеты, чтобы создать новое СМИ - «Спорт-Экспресс», где работает по сей день. Карьера в «Спорт-Экспрессе» началась с интервью с Раисой Максимовной Горбачевой, за которое прислали благодарность из Кремля. В 1992 и 1996 годах Вайцеховская признавалась лучшим спортивным журналистом России. В качестве обозревателя газеты работала на пяти Олимпийских играх, множестве чемпионатов мира. Пишет о плавании, фигурном катании, гимнастике, борьбе, штанге, хоккее, лыжных гонках, биатлоне. Ее принцип в журналистике - открывать спорт для болельщиков через выдающихся личностей, раскрывать психологию борьбы и людей.

Считает, что журналистика не может быть объективной, а журналист может быть интересен только своей точкой зрения.

По мнению Вайцеховской, профессия сейчас переживает не лучшие времена: «С развитием интернета и с появлением огромного количества изданий появилось такое количество людей, считающих себя журналистами, что иногда я ловлю себя на мысли, что представляться журналистом уже просто не прилично становится. Уровень профессии, в том числе и ее моральные принципы, упали до такой степени, что люди зачастую готовы абсолютно на все, лишь бы выдать какую-то сенсацию или скандал. И поскольку у таких людей очень высокая активность, то нормальные журналисты, люди со своими принципами, с уважением относящиеся к профессии, на этом фоне теряются».

В 1992 году Е.С.Вайцеховская была введена в Зал спортивной славы плавания в США. Является членом пресс-комиссии Международной федерации плавания (ФИНА) и Международной федерации борьбы (ФИЛА). В 2000 году была награждена Бронзовым орденом ФИЛА как лучший журналист, пишущий о борьбе.

В 2005 году за большой личный вклад в популяризацию физической культуры, спорта и спортивных достижений Елена Вайцеховская была награждена медалью Николая Озерова.

Живет и работает в Москве.

Библиография

  • 2006 «Штрафной круг Александра Тихонова».

Автобиографический труд Александра Тихонова, подготовленный при активном участии и помощи известного спортивного журналиста Елены Вайцеховской.

  • 2007 «Слезы на льду», издательство «Амфора», Спб, 2007.

Книга о том, как всходили на Олимп прославленные российские фигуристы, и какова была цена победы. Герои: Оксана Грищук и Евгений Платов, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Татьяна Навка и Роман Костомаров, пара Людмила Белоусова - Олег Протопопов, Евгений Плющенко, Алексей Ягудин, Ирина Слуцкая, Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Тамара Москвина, Ирина Роднина, Алексей Мишин.

  • 2008 «Мои Олимпийские игры», издательство «Эксмо», Москва, 2008.

Взгляд на Олимпийские игры изнутри чемпионки Елены Вайцеховской.

  • 2011 «Москвины. Лед для двоих», издательство «Амфора», Спб, 2011.

Книга о выдающихся тренерах по фигурному катанию Игоре Борисовиче и Тамаре Николаевне Москвиных. В основе - личные беседы заслуженного мастера спорта, олимпийской чемпионки и обозревателя газеты «Спорт-Экспресс» Елены Вайцеховской с тренерами, их родными, учениками и коллегами.

Елена Сергеевна Вайцеховская

Мое первое знакомство с фигурным катанием оказалось на редкость кратковременным и унизительным. В шестилетнем примерно возрасте родители – профессиональные тренеры по плаванию – привели меня на просмотр в секцию фигурного катания ЦСКА и оставили одну в зале стадиончика на Песчаной улице, где на полу лежали потертые, набитые свалявшейся ватой маты и стояло гимнастическое бревно. Почему-то нас, таких же, как я, малышей, загнали туда и заставили по очереди карабкаться на снаряд – с заданием самостоятельно пройти по всей длине деревянного бруса.

Мне это показалось настолько невыполнимо-жутким, что я тут же отпросилась в туалет, расположенный за стеклянной дверью в торце зала. Эпизод почему-то навсегда врезался в память: грязное стекло, небрежно замазанное некогда белой краской, в которой кто-то еще до меня проковырял «подсматривательную» дырочку, и отчаянная решимость отсидеться за дверью до тех пор, пока экзекуция на бревне не будет закончена.

Извлекали меня из этого убежища силком и в итоге выгнали с позором. За трусость.

И кто бы тогда мог предположить, что много лет спустя фигурное катание станет для меня именно тем видом спорта, в интерьере которого яначну свою журналистскую карьеру и пройду абсолютно все этапы профессионального становления…

Задумывая написать эту книгу, я прекрасно понимала, что она будет не только о фигурном катании. Но во многом – о работе журналиста, волею судьбы оказавшегося свидетелем феерического триумфа, смертельных трагедий, жесточайших драм и самых разнообразных человеческих проблем нескольких поколений спортсменов и тренеров одного из самых любопытных и психологически сложных видов спорта.

Впрочем, отправляясь в 1991-м в Киев на последний в истории СССР чемпионат страны по фигурному катанию, я совершенно об этом не задумывалась. В моем творческом багаже на тот момент было шапочное – еще спортивных времен – знакомство с полудюжиной известных фигуристов своего поколения, интервью с трехкратной олимпийской чемпионкой Ириной Родниной, случайно сделанное еще во времена работы в «Советском спорте», умение отличать аксель от всех остальных прыжков и по-театральному роскошная ссора с выдающимся тренером – Татьяной Тарасовой…

Конфликт произошел на ровном месте и получился на редкость дурацким. Общаться с Тарасовой по телефону мне приходилось, когда мы еще не были лично знакомы. В конце 80-х, после победы на Играх-1988 в Калгари Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, тренер ушла из любительского спорта, создала профессиональный театр «Все звезды» и уехала с ним на гастроли в США. А в 1990-м случилось ЧП: несколько спортсменов тарасовской труппы решили остаться в Америке, сбежав из отеля в последнюю ночь перед отъездом. Естественно, руководство «Советского спорта» тут же затребовало подробности, перепоручив мне – то ли стажеру, то ли творчески никчемной редакционной достопримечательности с ярким спортивным прошлым – позвонить Тарасовой домой.

Разговор получился вполне милым, что незамедлительно вселило в меня уверенность, что общаться с великими и брать у них интервью – плевое дело.

Некоторое время спустя, дождавшись очередного приезда Тарасовой в Москву, я безо всяких редакционных заданий нахально напросилась к ней в гости в генеральский дом у станции метро «Сокол», лелея надежду самостоятельно сделать большой материал и таким образом обратить на себя внимание явно недооценивающих мои способности коллег.

Хозяйка выглядела царственной и слегка утомленной. Усадила меня за массивный, красного дерева стол в гостиной, сверкающей хрусталем и мебельной полировкой, села напротив, бросив мимолетный взгляд на диктофон. Время пошло.

– Вам не скучно заниматься тем, что вы сейчас делаете? – с места в карьер начала я. – Ведь по сравнению с большим спортом ваш театр – это какая-то второсортная самодеятельность вышедших в тираж звезд…

Тарасова даже не показала вида, что возмущена или ошарашена моим хамством. Она лишь подняла на меня тяжелый взгляд:

– Вы видели хоть один наш спектакль?

– Пока нет, но…

Собеседница медленно поднялась со стула, вытянула унизанную кольцами и браслетами руку по направлению к входной двери и, не меняясь в лице, хорошо поставленным голосом произнесла:

С пятого этажа (о том, чтобы дожидаться лифта на тарасовской площадке, не могло быть и речи) я скатилась стремительно. Короткое словечко преследовало меня в ночных кошмарах и на редакционных дежурствах. Я утешала себя лишь тем, что больше никогда и ни за что не подойду к Тарасовой на пушечный выстрел. Благо в большом спорте она, на мое счастье, больше не появится. Но я ошиблась. Три года спустя мы столкнулись на трибуне московских «Сокольников».

Я не узнала тренера. Тарасова похудела килограммов на тридцать, поменяла макияж, стиль одежды. Некие смутно-тревожные ассоциации вызывала лишь манера держаться.

Чайковская вытаращилась на меня в недоумении:

– Ну ты даешь! Это же Таня Тарасова…

Стыд, надежно загнанный за три года в самые закоулки подсознания, накрыл меня омерзительно липкой волной. Выскочив на лестницу, я, как воришка, стала пробираться в направлении выхода на улицу, с каждым шагом все отчетливее понимая, что это не решение проблемы. Может быть – шанс.

Именно в этот момент из противоположной двери холла появилась Тарасова и, не глядя по сторонам, направилась в сторону раздевалок.

Я решительно двинулась следом:

– Татьяна Анатольевна!

Ответный взгляд тренера был выжидательным. Она остановилась, не произнеся ни слова.

– Вы помните наше неудачное интервью три года назад?

– У меня к вам большая просьба. Дайте мне вторую попытку.

Повисла пауза. Тарасова продолжала меня разглядывать, как лягушка – мелкого жука, не выдавая эмоций. Наконец произнесла:

– Приезжайте завтра к десяти утра в Лужники на каток «Кристалл». Я там репетирую. С театром.

Несколько дней спустя, непроизвольно дрожа всеми частями тела, я привезла в дом на «Соколе» готовое интервью. Читать его Тарасова отказалась – куда-то задевала очки, поэтому отдала текст мужу – выдающемуся пианисту Владимиру Крайневу. Спустя несколько минут, которые показались мне вечностью, из кабинета раздался гомерический хохот.

– Таня, это гениально! Эта девочка вытащила наружу всю твою суть. Чего стоит одна последняя фраза! «Это же здорово – когда человек может пить, курить и при этом работать как лошадь!» Будете чай, Лена?

Рано утром в понедельник в крупнейшей ежедневной газете Детройта The Detroit Free Press появилась информация о том, что один из лучших танцевальных специалистов мира Игорь Шпильбанд, более двадцати лет живущий в США, уволен из клуба Arctic Edge в Кантоне, где проработал тренером почти десять лет



Решение было озвучено в минувшее воскресенье генеральным менеджером клуба Крейгом О’Нилом. По словам этого руководителя, на увольнении Шпильбанда настояли его же спортсмены. А именно - три ведущих дуэта клуба: олимпийские чемпионы Ванкувера-2010 Тесса Вирту/Скотт Моир, а также две американские пары, чемпионы мира, канадцы Мэрил Дэвис/Чарли Уайт и бронзовые призеры прошлогоднего мирового первенства Майя и Алекс Шибутани. Впрочем, никаких комментариев самих спортсменов по этому поводу в понедельник еще не было.

За обилием эмоций и слухов, наводнивших интернет после того, как информация об увольнении Шпильбанда стала достоянием общественности, вряд ли можно рассмотреть истинную причину, повлекшую за собой увольнение. Но уже сейчас понятно одно: начальный конфликт произошел вовсе не между опытным наставником и его учениками, а между Игорем Шпильбандом и Мариной Зуевой, успешно работавшими вместе с 2001 года.

Логика рассуждений здесь проста: если бы оба тренера продолжали позиционировать себя как единое целое, ни один спортивный руководитель (неважно - частного клуба или федерации фигурного катания) никогда в жизни не пошел бы на то, чтобы самовольно разбить столь уникальный, а главное - столь результативный тренерский тандем за полтора года до Олимпийских игр. Как ни пошли бы на это ни родители каждой из трех перечисленных пар, ни спортсмены. Хотя бы потому, что свободных тренеров, способных выдавать результат столь высокого уровня, на текущий момент в мире просто нет.

Вполне допускаю, что Шпильбанд действительно чем-то перестал устраивать своих подопечных. Но высказать вслух недовольство те, подозреваю, могли лишь в одном случае: если бы имели гарантию, что второй тренер стопроцентно будет на их стороне. Другими словами, что с уходом Шпильбанда в их собственной жизни не изменится ровным счетом ничего.

Именно поэтому высказанная О’Нилом версия о том, что все три ведущие пары якобы выдвинули ультиматум: либо из клуба уйдет Шпильбанд, либо они, не выдерживает никакой критики.

То, что между бывшими советскими тренерами потихонечку копится недовольство, было очевидно. Внешне Игорь мирился, что его напарница как-то незаметно выходит на первый план, но не скрывал, что далеко не всегда разделяет точку зрения Марины на те или иные процессы. Например, на Играх в Ванкувере, после того как две пары Зуевой/Шпильбанда выиграли в танцах на льду золото и серебро, я спросила Игоря, как он смотрит на потенциальную перспективу работы с российскими дуэтами. Игорь начал было осторожно рассуждать о том, что подобные предложения всегда нужно тщательно взвешивать. Потому что каждой новой паре нужен дополнительный лед, дополнительное внимание, жилье, обустройство быта, наконец... Марина же залихватски перебила: "Пусть приезжают! Мы возьмем всех!"

Когда в Детройте стали вместе кататься сын Марины Зуевой, бывший одиночник Федор Андреев и оставшаяся без партнера чемпионка Европы-2009 Яна Хохлова, Шпильбанд, как мне показалось, вовсе не разделял восторгов Марины по поводу перспектив нового дуэта, хотя и сказал, что сама по себе такая работа ему, как тренеру, очень интересна.

Впрочем, до поры до времени эти мелкие расхождения во взглядах на тренировочный процесс если и случались, то отнюдь не мешали тренерскому дуэту выдавать все более и более выдающийся результат. Другой вопрос, что, восхищаясь вслух работоспособностью и пунктуальностью Зуевой в работе, Шпильбанд тем не менее был откровенно обижен тем, что, составляя тренировочное расписание, напарница практически перестала с ним советоваться. А на чемпионате мира-2012 в Ницце, где Вирту/Моир и Дэвис/Уайт в очередной раз заняли две высшие ступени пьедестала, на мой вопрос, не задевает ли его тот факт, что интервью журналистам гораздо чаще дает Марина, тренер откровенно уязвленно ответил: "Ну вы же сами идете за комментариями к ней, а не ко мне".

В общем, достаточно много косвенных проявлений свидетельствовало о том, что внутри тренерского тандема с ростом результатов учеников растут и разногласия. Которые вполне могут привести к тому, что на каком-то этапе Шпильбанд и Зуева просто станут работать по отдельности.

И никому не приходило в голову, что разрыв может произойти столь стремительно.

Именно поэтому с позиции здравого смысла случившееся трудно объяснить. Тем более, что в этом сезоне к группе Зуевой и Шпильбанда планировали присоединиться на время летней подготовки, а возможно, и на более продолжительный срок, две достаточно сильные пары: Анна Капеллини/Лука Ланотте и Екатерина Рязанова/Илья Ткаченко. Причем если итальянцы собирались в Детройт в июле, то российские танцоры уже провели в США один сбор вместе со своим тренером Алексеем Горшковым, остались очень довольны и планировали вновь поехать к Шпильбанду и Зуевой ближе к концу лета.

Если рассуждать объективно, при столь масштабной загруженности вряд ли Зуева сумеет взять на себя все те обязанности, которые лежали в группе на Игоре, без ущерба для оставшихся у нее спортсменов (прежде всего это касается работы над техническим исполнением программ). Ведь помимо трех ведущих дуэтов в группе постоянно тренируются американские танцоры Мэдисон Чок/Эван Бейтс и выступающие за Литву Изабелла Тобиас/Дэйвидас Стагнюнас.

Заменить Шпильбанда другим тренером-технарем в группе тоже, как мне кажется, не получится: все-таки успех самого результативного в мире тренерского коллектива был прежде всего следствием сотрудничества двух по-своему уникальных творческих единиц. Да и тренером мирового масштаба, если разобраться, Шпильбанд стал в США куда раньше, чем мир узнал о самостоятельных тренерских достижениях Зуевой. Именно Игорь создал в Детройте танцевальную школу, которой сейчас восхищается весь мир. Сначала подготовил пятикратных чемпионов США Элизабет Пунсалан/Джерода Суоллоу, затем вице-чемпионов Олимпийских игр в Турине Танит Белбин/Бенджамина Агосто. Именно для работы с этой парой Шпильбанд пригласил в Детройт Марину, посчитав, что его хореографических навыков становится недостаточно, чтобы продолжать добиваться успеха на столь высоком уровне.

Утверждать, что от распада знаменитого тренерского тандема не пострадают результаты спортсменов, я бы не торопилась. Хотя бы потому, что репутация Шпильбанда, как лучшего в мире тренера-технаря, всегда находила отражение в судейских оценках как Вирту/Моира, так и Дэвис/Уайта, и других. Как образно сказала год назад по этому поводу Татьяна Тарасова, "Шпильбанд никогда в жизни не позволит своим дуэтам выполнять чоктау, стоя на двух ребрах конька. Все заведомо это понимают - отсюда и отношение судей к его спортсменам соответственное".

Подобные расставания - как развод, где у каждого из супругов всегда бывает своя правда и свои аргументы. Именно так произошло в свое время с еще одним выдающимся тренерским дуэтом - Галиной Змиевской и Валентином Николаевым, подготовивших чемпиона Игр-1992 в мужском одиночном катании Виктора Петренко и расставшихся по инициативе Змиевской после того, как в 1994-м олимпийской чемпионкой стала еще одна ее с Николаевым ученица - Оксана Баюл. И ведь со спортивной точки зрения совершенно неважно, кто был тогда прав, кто виноват. Гораздо большее значение имеет тот факт, что после расставания результатов столь высокого порядка уже не случалось ни у одного, ни у другого тренера.

Как и ожидалось, самыми успешными для сборной России стали соревнования среди девушек, которые и принесли нам обе медали. Евгения Медведева завоевала золото, а Анна Погорилая сенсационно взяла бронзу, оставив позади себя свою соотечественницу Елену Родионову , японок Сатоко Мияхару и Мао Асаду и американок Эшли Вагнер и Грейси Голд .

Медведева, к слову, не просто победила. 16-летняя фигуристка установила новый мировой рекорд в произвольной программе, который отныне составляет 150,10 балла. Это на 0,04 балла лучше прежнего достижения кореянки Ю-На Ким.

В мужском одиночном катании Россия осталась без медалей, хотя очень близок к успеху был Михаил Коляда . На своем первом чемпионате мира 21-летний фигурист занял четвертое место. Для попадания на пьедестал Коляде не хватило трех баллов. Между тем, наша главная надежда Максим Ковтун в итоге стал полным разочарованием – действующий чемпион России, провалив и короткой, и произвольную программы, оказался на 18-м месте.

Лучший результат среди россиян в соревнованиях спортивных пар показали Ксения Столбова и Федор Климов , ставшие четвертыми. Сразу вслед за ними расположились еще две российские пары – Евгения Тарасова/Владимир Морозов и Татьяна Волосожар/Максим Траньков . Но в данном случае итог для всех один – это провал.

Без медалей сборная России осталась и в танцах на льду. В топ-10 здесь оказались только Виктория Синицина и Никита Кацалапов , показавшие девятый результат.

Нахальная юниорка

Россиянка Евгения Медведева установила в Бостоне новый ориентир в женском фигурном катании, отмечает обозреватель «Спорт-Экспресса» Елена Войцеховская.

«Катание Медведевой в Бостоне – это не про искусство, не про скольжение и не про изящество линий. Это про характер и силу духа. Неважно, будут ли такие победы у фигуристки еще, или бостонская так и останется единственной, значение имеет только то, что этот чемпионский прокат случился. Время от времени кто-то ведь должен напоминать миру, что в спорте есть вечные ценности?

Мощное выступление Евгении Медведевой в произвольной программе

В Бостоне стало как-то очень очевидно, что фигурному катанию очень нужны нахальные юниоры. Такие, как Медведева, как Цзинь Боян, ставший третьим в мужском турнире. Невероятной сложностью своих программ они словно устанавливают маячки и задают направление всей гонке. Ведь стоило Бояну Цзиню взбудоражить мир своим уникальным лутцем и четырьмя четверными прыжками в произвольной программе, мужское одиночное катание стало стремительно перестраиваться на те же самые рельсы.

«Хотите сделаю так, что японская публика будет визжать?»

То же самое можно сказать и о женском катании, хотя до уровня четверных прыжков оно пока не добралось: ориентир, установленный победным прокатом Медведевой в Бостоне, уверена, заставит очень многих более взрослых ее соперниц уже сейчас задуматься: куда двигаться дальше? Чем побеждать?», - говорится в статье олимпийской чемпионки по прыжкам в воду.

Провал спортивных пар

Главным разочарованием стало выступление российских спортивных пар. На троих у них ни одной медали.

«Такого итога мы конечно же не ждали. Более того, когда два года назад в фигурнокатательном мире впервые триумфально прозвучало словосочетание “Команда Мозер”, куда еще до Игр в Сочи вошли чемпионы и серебряные призеры Игр в Сочи, а также наиболее перспективный из молодых дуэтов Евгения Тарасова/Владимир Морозов, будущее уникального коллектива тренеров и спортсменов рисовалось исключительно в радужных тонах. Приехать на чемпионат мира, например, и занять там весь пьедестал.

Первые признаки того, что в группе Мозер есть некоторые проблемы, начали появляться еще год назад, когда сильнейшая на тот момент пара, чемпионы России Ксения Столбова/Федор Климов, получила первый болезненный щелчок по самолюбию – проиграла чемпионат Европы подопечным Тамары Москвиной Юко Кавагути и Александру Смирнову. Ксении и Федору там банально не хватило сложности: техникой они уступили питерцам в произвольной программе 6,31. При этом усложнять свои программы фигуристы не собирались, а поражение было списано на досадную случайность.
На том чемпионате в Стокгольме Москвина сказала: "Если мы хотим, чтобы российское парное катание не сдавало своих позиций, надо уже сейчас думать о конкуренции. Прежде всего – тренерской. Значит, нужны школы, и не только в Москве. Опасно, когда все лучшее сосредоточено в одном месте…"

Сейчас понятно, что тренер была права. Но тогда к словам Москвиной никто не прислушался: на всех продолжала действовать эйфория Олимпийских игр, и “лучшая в мире школа”, как после Сочи начали именовать школу Нины Мозер, продолжала прирастать новыми дуэтами», - отмечает уже в другом своем материале Войцеховская.

«Я очень хотела, чтобы наши спортсмены заняли места значительно выше, на пьедестале, но эти соревнования обслуживали конкретные бригады технических специалистов и судей, которым ISU доверила судить. Иностранные спортсмены давно шли к тому, чтобы сбросить наших фигуристов с пьедестала, и в данный момент им это удалось.

В этом году на многих соревнованиях некоторым спортсменам не засчитывали поддержку. Все – и мы в том числе, - сначала раскрывали глаза: думали, что заговор и так далее. Но по видео во всех тех случаях все нюансы были хорошо видны», - отметила известный российский специалист Тамара Москвина .

Прорыв Коляды

Одним из открытий чемпионата мира-2016 стал Михаила Коляда. До сих пор мало кому известный россиянин едва не выиграл бронзовую медаль.

«Выступление нашего фигуриста произвело фурор. Уже в ходе сезона специалисты самой разной национальной принадлежности отмечали прогресс и качество катания Миши. В Бостоне Коляда не совершил ни единой ошибки, подняв зал, преимущественно болеющий только за своих. Лучше всего итог прокату подвели на одном из форумов, посвященных фигурному катанию: "Всех смертных Коляда легко обыграл. И вступил в битву с четырьмя фигурнокатательными богами, одного из которых удалось опередить". Если его поступательное движение продолжится, то на Олимпиаде-2018 есть шанс получить российского медалиста, фамилией которого будет совсем не Плющенко», - пишет Денис Козлов из «Чемпионат.com».

«Диагноз – одеревенение. Такую характеристику сам себе дал Максим Ковтун после окончания произвольной программы, в которой он занял 21-е место. На молодость и неопытность уже не спишешь – для Максима это уже четвертый чемпионат мира. Особенно контрастно его результат смотрится на фоне дебютанта и ровесника Михаила Коляды, едва не попавшего в призы. Можно спустить на спортсмена всех собак, обвинить в бездарности и потребовать исключения из сборной, но кому от этого станет лучше? Другое дело, что универсального средства, которое может вылечить "одеревенение" на крупных турнирах, не существует. Вполне возможно, Ковтуну пойдет на пользу работа с психологом. Как бы то ни было Максиму со своими внутренними демонами нужно разбираться в кратчайшие сроки, иначе его перекатает даже новоявленный партнер по группе Адьян Питкеев. Что фактически закроет перед ним двери сборной. Не исключено, навсегда», - добавляет Козлов, говорят о неудаче Ковтуна.

Результат Коляды – не сенсация

К такому выводу пришел обозреватель «Советского спорта» Андрей Симоненко.

«Михаилу Коляде, очень может быть, теперь придется почувствовать себя немножко Юлией Липницкой. В том смысле, что на него единомоментно обрушатся слава и дифирамбы, как это произошло с героиней командного турнира Олимпиады два года назад. Хотя, как и в случае с Юлей в Сочи, четвертое место Михаила Коляды на чемпионате мира – это никакая не сенсация. И человеком из ниоткуда его будут сейчас называть только люди не отсюда.

Сенсация все-таки – это когда происходит что-то невероятное. Это если бы четвертое место на чемпионате мира занял автор этих строк. А талантливого Коляду в Питере называли "нашим Патриком Чаном" еще четыре года назад – за невероятную легкость конька. На юниорском чемпионате мира 2013 года Михаил занял пятое место, его карьера шла в рост, но в начале следующего сезона он получил тяжелейшую травму ноги, из-за которой мог закончить с фигурным катанием.

Но не закончил. Восстановился, набрал форму, выучил и стабилизировал четверной прыжок, а на чемпионате мира в Бостоне, куда он попал вторым номером сборной страны, просто исполнил чисто две программы. Конечно, "просто" – это на самом деле очень сложно. Но Михаил такой человек, который лишними проблемами себя не грузит. Попал в одну разминку с Юдзуру Ханю и Патриком Чаном – ну и пусть, чего бояться. Пусть они беспокоятся, что проиграют мне», - пишет журналист в своей статье.

Главное - не ЧМ, а Олимпиада

Чемпионат мира в Бостоне мог стать для сборной России более успешным, но в целом ее выступление можно считать удовлетворительным, отмечает серебряный призер Олимпиады-2002 в танцах на льду Илья Авербух.

«В целом сезон прошел достаточно хорошо. Наверное, на чемпионате мира мы ожидали чуть более высоких результатов, но в общем команда идет своей дорогой. Главный старт - это Олимпиада, сейчас всё идет по плану.

Медведева выступила именно так, как и должна была. Я очень доволен. Она уже выиграла многое, но именно на чемпионате мира ей удалось показать всю красоту программы, особенно с точки зрения сложнейших элементов и прыжковой хореографии. Ее выступление - это был момент искусства. Я очень рад и благодарен Жене за катание.

Максима Ковтуна лихорадит. Он абсолютно конкурентоспособен со всеми соперниками, но никак не может показать всё лучшее на большом турнире. Не может он пока научиться настраивать себя на соревнования. Дело в его внутреннем состоянии. Это даже не психология, ему просто нужно немного повзрослеть», - приводит слова Авербуха «Лента.ру».

Загрузка...
Top