Простые упражнения для памяти. Полезные советы о том, как тренировать память. Как выбирать методы тренировки памяти

Развитие памяти, внимания и мышление очень важно в 21 веке. Нам приходится запоминать массу важных вещей по дому, учебе, работе и так далее. Нас окружает огромное количество сложных технических устройств, которые постоянно усложняются и их количество постоянно растет.

Память нужно развивать с детства и продолжать ее тренировать уже будучи взрослым. В этой статье я собрала более 20 эффективных упражнений, игр, курсов и заданий для развития памяти и внимания.

Важность памяти и внимания

Представьте вы идете по городу и не знаете, что это ваш город, вы не помните своего имени и фамилии, вы не знаете где живете и где работаете, вы ничего не знаете, все забыли. Страшно становится, правда? Ужасно страшно.

Давайте не будем доходить до этой крайней точки, давайте заниматься, развивать свою память и внимание.

Человек очень хитрое и ленивое существо и если его не двигать с места и не развивать он будет хуже обезьяны. Так и наш мозг, если вы его не нагружаете, он начинает лениться и говорит вам: я не помню, я забыл и так далее.

Вспомните школьные годы. Девять месяцев ваш мозг работает без отдыха, он много узнает интересного и полезного, учит стихи и песни, изучает историю и математику. Мозг напряжен, он всегда находится в работе.

Потом три месяца каникул ваш мозг отдыхает, ничего не делает, ленится. И снова наступает пора первое сентября вам пора в школу. О нет, говорит ваш мозг, я не хочу, да он начинает лениться и это трудный период, чтобы заставить его работать с такой же производительностью как те девять месяцев.

С рождения и до самой старости надо заниматься развитием памяти и внимания. Иногда люди думают, что они вышли на пенсию и им не надо заниматься. Они перестают читать, считать, занимаются простым бытом. Мозг начинает лениться и к чему это приводит?

Часто пенсионеры забывают все: поставили чайник кипятить и забыли, пошли в магазин и забыли, что надо купить, пришли в аптеку и не знают какое лекарство им надо.

Эффективность развития памяти и внимания

Многим людям с рождения дана хорошая память и умение концентрировать свое внимание на мелочах.

Если не лениться и тренировать свою память и внимание, то можно достичь больших успехов в жизни.

Некоторым людям надо хорошо поработать над собой, над своей памятью и концентрацией внимания, чтобы хоть чего - то добиться в жизни.

Чтобы увеличить продуктивность памяти и внимания нужно:

  1. Сконцентрироваться на чем-то одном. Если вы слушаете лекцию или сидите на совещании не надо переписываться с кем – то по телефону, слушайте внимательно того человека, который выступает перед вами. Надо как можно внимательнее его слушать и не отвлекаться по мелочам. Вечером обязательно вспомните лекцию сегодняшнего дня и постарайтесь восстановить ее в памяти до мелочей.
  2. Правильное питание для мозга очень важно. Не питайтесь фастфудами и перекусами на бегу это вредно и мозгу, и вашему организму. В правильном питании должны присутствовать следующие продукты: овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, мед, злаки, зелень.
  3. Не перегружайте свой мозг. Если вы чувствуете, что устали дайте отдохнуть своему организму, уставший мозг плохо воспринимает новую информацию.
  4. Никогда не перегружайте свой мозг лишней, ненужной информацией. Загружайте его только полезной и действительно важной информацией.
  5. Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе - это тоже очень важно для правильной работы вашего мозга. Мозг должен получать кислород. Хорошо если ваши прогулки на свежем воздухе активные. Можно заниматься разными видами спорта или просто активно отдыхать.

8 упражнений для повседневной тренировки памяти и внимания

Не пугайтесь слова тренировка это не спортзал, хотя туда тоже не помешает заглядывать. Тренировкой памяти надо заниматься всем без исключения даже самым ленивым людям. Ленивый человек сразу начинает придумывать разные отговорки, чтобы ему ничем не заниматься. Но заниматься можно не откладывая никаких важных и неважных дел.

Простые повседневные упражнения:

  1. Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.
  2. Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить, как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке.Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь.После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове. Так можно тренировать слуховую и зрительную память.
  3. Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну - пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.

Простые способы тренировки памяти и внимания:

  1. По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.
  2. Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.
  3. Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.
  4. Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.
  5. Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?

20 эффективных упражнений для тренировки памяти и внимания

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? На нижней части попробуйте нарисовать по памяти верхнюю часть рисунка. Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы десять цифр, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Для начала можно запомнить только три строчки. Попробуйте запомнить первые три строчки, закройте слова и напишите на память. Писать надо также цветными ручками или цветными карандашами. Теперь попробуйте причитать и запомнить вторые три строчки. Закройте слова и напишите, что вы запомнили. Что у вас получилось? Если написали все правильно, попробуйте написать все слова вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты. Затем закройте картинку.

Теперь напишите на бумаге всех животных, по порядку как они расположены и в какую, сторону смотрят. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например, написать всех животных в алфавитном порядке. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 8

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

8 9 0
1 5 7 8
3 9 0 6 4
8 4 5 1 3 6
7 9 2 2 4 6 0
5 1 4 0 3 2 7 9

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 9

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько изображено разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали картину.

Какая картина большая, маленькая? Какая рамка у картины? Что изображено на картине? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 11

Посмотрите на следующее упражнение здесь вам надо запомнить четыре строчки. Сначала попробуйте запомнить первую строчку, на запоминание дается одна минута, закройте ее и попробуйте написать все, что вы запомнили.

Затем посмотрите внимательно вторую строчку, запомните ее, теперь закройте и попробуйте написать по памяти. Затем запоминайте третью и четвертую строчку. Попробуйте написать, если получилось, попробуйте написать все четыре строчки. Повторите упражнение.

Упражнение 12

В этом упражнении посмотрите на верхнюю часть картинки. Здесь нарисованы точки, запомните в каком порядке, нарисованы эти точки. На запоминание дается одна минута.

Закройте верхнюю часть картинки и попробуйте нарисовать точки в таком же порядке в свободных клетках, в нижней части картинки. Проверьте, что у вас получилось. Повторите упражнение.

Упражнение 13

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны названия животных. Посмотрите, как и в каком порядке, они написаны. Запомните их, затем закройте эти слова и попробуйте их написать.

Если получилось, то попробуйте написать их на память в алфавитном порядке.Повторите упражнение.

Упражнение 14

Посмотрите на эти две картинки одну минуту и найдите как можно больше различий. Закройте эти картинки и попробуйте по памяти написать на бумаге все отличия.

Теперь откройте картинки и сравните отличия на картинках и то, что вы написали на бумаге. Можно повторить упражнение для закрепления.

Упражнение 15

Посмотрите следующее упражнение, здесь изображены: квадраты, треугольники, кружочки и ромбы. В каждом квадрате надо поставить галочку, в каждом треугольнике надо поставить знак минус, в каждом кружочке надо поставить знак плюс и в каждом ромбике надо поставить точку. Все фигуры перемешаны. Заполнить их надо внимательно и очень быстро ничего не перепутать.

Посмотрите на свои ошибки и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 16

В этом упражнении вам надо запомнить слова, на запоминание дается одна минута. Закройте слова, и попробуйте написать их на бумаге по памяти в каком же порядке.

Посмотрите, что у вас получилось. Если что-то забыли, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение. Теперь посмотрите еще раз на слова и закройте их. Попробуйте написать все слова в алфавитном порядке. Повторите упражнение.

Упражнение 17

Посмотрите внимательно на следующую картинку, здесь изображены разные предметы, вещи и животные. Постарайтесь запомнить, что здесь нарисовано. Закройте картинку и попробуйте по памяти написать все предметы, которые вы запомнили.

Проверьте то, что вы написали, если у вас много ошибок повторите упражнение. Посмотрите снова на картинку, закройте ее и попробуйте написать все предметы в алфавитном порядке.

Упражнение 18

Посмотрите на следующую картинку, вам даны цифры. Посмотрите на них внимательно, и постарайтесь запомнить на запоминание дается одна минута. Теперь закройте цифры и напишите их по памяти цветными ручками или карандашами.

Проверьте то, что вы написали. Правильно вы написали цифры, в таком же порядке? Цвет цифр правильно указали? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 19

Посмотрите внимательно на следующее упражнение.

Здесь даны шесть столбиков из разных букв.

Посмотрите внимательно первый столбик, здесь подчеркнуты буквы, это написано слово, читать его надо с нижней строчки. Получается: д о к лады ва ть. Теперь попробуйте самостоятельно найти и написать слова в следующих столбиках.

Упражнение 20

Это упражнение можно делать и на работе во время перерыва и дома. Посмотрите на следующую картинку двадцать секунд, закройте ее. Теперь попробуйте внимательно рассказать о ней как можно больше или написать на бумаге.

Постарайтесь описать не только цветы, но и вазу. Посмотрите, что вы написали и сравните с картинкой. Повторите упражнение.

Курсы для развития памяти

Полезные курсы для улучшения памяти, концентрации внимания и работы мозга:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Развитие памяти не отрываясь от повседневных дел и забот. Большинство упражнений этого курса направленны на тренировку памяти в естественных условиях, потому что запоминать нужно быстро и точно независимо от обстановки вокруг нас. Не нужно специально выделять время для тренировки памяти. Тренируйте ее дома, на работе, в дороге. Учитесь запоминать нужную информацию уже с первого урока.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Игры и увлекательные упражнения для развития мозга, памяти, концентрации внимания, креативности, которые будут приходить на почту в течении 30 дней после подписки. В качестве бонуса будут приходить уроки их других курсов.

Скорочтение за 30 дней

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Развивайте память и внимание в устном счете. За 30 дней научим считать в уме сложные примеры в уме на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и так далее.

Деньги и мышление миллионера

Чтение пристрелкой

Также мы разработали еще один полезный тренажер, который подходит как для развития бокового зрения , так и для развития скорочтения . При нажатии на кнопку "Случайная фраза" тренажер отображает на 1-2 секунды случайное предложение. Старайтесь охватить взглядом всю строку:

Развивающая игра "Найти монетку"

  1. Развивает объем памяти
  2. Улучшает зрительную память
  3. Совершенствует пространственную память

Открывайте клетки на экране и находите монетки. Клетка после открытия закрывается, поэтому нужно помнить на какие клетки уже нажимали.

Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

Заключение

Развивайте свою память и внимание постоянно. Если есть у вас время, занимайтесь и тренируйтесь на упражнениях, если нет времени занимайтесь по пути на работу, по пути в магазин и так далее. Желаем вам удачи.

Память – это сложный процесс накопления, организации и сохранения полученных знаний, опыта, навыков. Именно память лежит в основе нашего обучения и развития, именно она связывает наше прошлое и настоящее. Памятью в той или иной степени обладаем мы все.

Да, у одних из нас она развита лучше, у других – хуже, и преобладающий вид памяти может отличаться: кто-то лучше воспринимает информацию на слух, а кто-то – зрительно, но все-таки памятью обладаем мы все. Часто нам бывает сложно вспомнить, то есть извлечь информацию из памяти, другими словами, мы не всегда умеем пользоваться своей памятью.

Всегда есть причины, по которым мы что-то запоминаем, а что-то упускаем, и если мы не можем вспомнить – значит, что-то пошло не так. Возможно, информация не заинтересовала, или подсознательно Вы понимали, что она не нужна, или Ваше внимание было отвлечено на что-то другое, или причина кроется в чем-то ещё. Важно другое: если Вы что-то запомнили, значит, Вами были применены правильные методы запоминания, использованы правильные приёмы, неважно, сознательно Вы их применили или нет. Не запомнили – значит, в процессе запоминания была «прореха». Подробнее о правилах и секретах запоминания можно прочитать .

Поскольку именно мозг отвечает за классификацию, сохранение и поиск нужной информации, то память, как одна из функций мозга, может развиваться благодаря специальным упражнениям для улучшения памяти. Важно научиться управлять своей памятью, и это возможно, но для этого следует приложить усилия, потому что развивается только то, что тренируется. Советы о том, как улучшить память и работу мозга, можно прочитать .

Упражнения для тренировки памяти

Для улучшения внимания и памяти специалисты рекомендуют перед умственной работой выполнять следующие упражнения:

Подготовка. Хорошенько, энергично потрите ладони друг о друга; разогрейте, разотрите кисти такими движениями, словно Вы их намыливаете и моете. Запястья также охватите вниманием. Их следует растереть, скользя вокруг запястья. Затем разомните, разотрите пальцы, от кончиков до оснований.

Упражнение 1. Для улучшения мозгового кровообращения, действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.

Упражнение 2. Кончиками больших пальцев надавливайте на основание каждого пальца с тыльной стороны ладони, заставляя палец выпрямиться и наклониться к ладони под углом примерно 90 градусов. Не торопитесь. Выполняйте упражнение одновременно на обеих руках, всего 15-20 раз на каждый палец.

Упражнение-разминка для повышения внимания. Обе руки расположите на уровне груди. Одну из них сожмите в кулак, на второй пальцы выпрямите и подведите к кулаку, так чтобы безымянный палец и мизинец второй руки «смотрели» на боковую поверхность мизинца первой, сжатой в кулак. А теперь попеременно меняйте положение рук, то есть выпрямляйте сжатую и сжимайте выпрямленную. Такое упражнение помогает сосредоточиться, и долго его выполнять нет необходимости, достаточно 10-12 раз. Желательно каждую перемену рук сопровождать коротким резким, но тихим выдохом.

Как вариант такого упражнения, выполняют растирание большого пальца, сначала на одной руке, а затем на другой.

Свойство пластичности мозга, его способность создавать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные до глубокой старости, доказывает, что зрелый возраст – не помеха для развития. Упражнения для развития памяти у взрослых обязательно принесут свои плоды, нужно только тренироваться и не сомневаться в успехе.

А теперь готовы позаниматься, выполняя упражнения, направленные на развитие памяти?

Упражнения для развития памяти у взрослых

Упражнение 1. Прочитайте следующий список из 20 слов: лилия, портрет, клубника, столб, паровоз, решетка, стул, яблоко, игла, телефон, медведь, бабочка, кастрюля, слон, пианино, подушка, окно, дворник, машина, сундук.

Уделите изучению слов примерно полторы минуты. После этого постарайтесь вспомнить по порядку все слова, а если и не все, то столько, сколько сможете. Запишите и посчитайте, сколько слов было запомнено правильно, не обращая внимания на их порядок.

Итоги: 18-20 слов – отлично; 15-17 – хорошо; 10-14 – удовлетворительно; менее 10 – плохо, Вы пока не умеете пользоваться своей памятью.

Запомните, а лучше запишите свой результат.

Упражнение 2. Постарайтесь вспомнить, чем Вы занимались вчера, по минутам. Если в памяти образовался пробел, просто отложите вспоминание, но через 20-30 минут возобновите попытку вспомнить.Для начала можете записывать воспоминания о вчерашнем дне, но потом Вы с легкостью научитесь делать это в уме.

Важно! Обязательно верьте в свою память, не сомневайтесь в ней. Пока мы в неё не верим – мы её не нагружаем, а без нагрузок и тренировок ей не развиться.

Упражнение 3. Оно направлено на умение сосредоточить внимание. Для этого вспомните лицо человека, которого видите довольно часто. Постарайтесь вспомнить его как можно чётче. Если детали ускользают – при встрече обратите на них внимание. Упражнение повторяйте до тех пор, пока воспоминание не станет детальным и четким.

Совет психолога: если создать условный рефлекс, занимаясь в одно и то же время в одном и том же месте, мозг будет входить в особое состояние повышенной работоспособности в это время и в этом месте. Внимание будет легче концентрироваться, материал – легче усваиваться, а усилия минимизируются.

Память устроена особым образом: чем больше она востребована, чем сильнее загружена, тем она эффективнее работает. Но и это еще не всё. Важно и то, что чем сильнее загружена Ваша память информацией, тем легче будут создаваться новые связи, тем легче новые сведения будут запоминаться, цепляясь за старые, уже существующие.

Используйте ассоциации, чтобы запомнить важное дело. Это и один из приемов мнемоники, и одновременно упражнение, направленное на развитие памяти. Например, завтра Вам следует забрать из починки сапоги, и это важно. Представьте себе огромный сапог, перегораживающий Вам дорогу в определённом месте, перед обувной мастерской. Или, если Вы знаете сапожника в лицо – попробуйте представить в этом месте его гигантскую фигуру – огромную, мимо не пройдешь, в кожаном фартуке, с улыбающимся лицом. Как вариант, можно связать событие, которое нужно сделать завтра (или в среду, к примеру), с тем событием, которое Вы неизбежно будете выполнять в этот день. Например, пойдёте покупать хлеб? Представьте буханку в залихватском сапоге. Или свяжите ассоциацию с зеркалом, в которое обязательно посмотритесь, или с дверью, в которую непременно войдёте. Нужно купить овсянку, сметану и батон? Представьте себе «мультик»: пакет овсянки моргает и улыбается, в одной «руке» у него сметана, а в другой – батон. То откусит, то запьет. Забудете такую картину? Вряд ли!

Помните упражнение 1? Если бы Вы привлекли к запоминанию ассоциации, то результат был бы намного лучше. Например, Вам помог бы такой «мультфильм»: заросли лилий, среди них стоит портрет большеглазой клубники, портрет опирается на столб, по столбу вверх ползет паровоз, гудит и упирается в решетку. За ними стоит стул, на стуле лежит румяное яблоко, в него воткнута игла, эта игла разговаривает по телефону с медведем, на ухо медведя садится бабочка с кастрюлей в тонких лапках, на бабочку с любовью смотрит слон и играет на пианино, сверху на пианино лежит подушка. На ней нарисовано окно, из окна выглядывает дворник, который ругается, глядя на проезжающую мимо машину, а на машине громоздится пузатый сундук.

Очень хороший способ упражнений для тренировки памяти, внимания, восприятия и мышления – ежедневные пятнадцатиминутные занятия на . Такие упражнения строятся по принципу постепенно возрастающей нагрузки, а ведь развитие происходит только когда мы выходим из «зоны комфорта», когда приходится прилагать усилия – немного «через силу». Кроме того, наглядность, соревновательность, система наград и поощрений способствуют мотивированности ежедневных занятий и получению лучших результатов.

Но развивать память можно начать гораздо раньше, и для занятий с детьми мы также подобрали для Вас несколько упражнений.

Упражнения для развития памяти у детей

Упражнение 1. Оно подойдет для малышей с 3-х летнего возраста. Это скорее «игра в магазин». Ребенок – «покупатель», Вы – «продавец». «Покупатель» должен пойти в «магазин» и что-то там «купить». Никакой предварительной подготовки и предметов-подсказок. Нужно, чтобы ребенок вспомнил, что продается в магазине. Чем больше слов он назвал правильно, тем лучше (от 3 до 7 – это уже прекрасный результат). Не забудьте поощрить ребенка!

Упражнение 2. «Повтори за мной». Оно предназначено для развития двигательной памяти у малышей. Поначалу взрослый располагается за спиной ребенка и выполняет несколько движений его тела – например, разводит его руки в стороны, или поднимает одну руку, или ногу, или прикасается кончиком палица ребенка к его уху, и т.д. Всего 2-3 движения. Более сложный вариант – стать лицом к ребенку, выполнить самому несколько движений и попросить его повторить. Потом поменяйтесь местами. Теперь Вам придется повторять движения, которые придумает ребенок.

Упражнение 3. «Вспомни пару». Заранее подберите 10 слов, к каждому из них найдите «пару» – слово, как-то связанное по смыслу. Например, солнце – луна, ложка – вилка, лимон – апельсин, стол – стул, чашка – тарелка, волк – медведь, утка – лебедь, камень – скала, береза – сосна, яблоня – груша. Прочитайте все слова, выделяя пары интонацией. сделайте это трижды, с небольшими паузами. Через короткое время (примерно через 20 секунд) прочтите ребенку только первые слова из каждой пары, попросив ребенка вспомнить слово-«пару». Так тренируется кратковременная слуховая память. Хотите поработать и с долговременной? Тогда попросите парные слова назвать через полчаса.

Упражнение 4. Это упражнение для развития памяти у детей несколько похоже на предыдущее, но предназначено для детей постарше. Это упражнение развивает ассоциативную память, активизирует зрительную. Понадобятся пары картинок, между которыми есть какая-то связь. Например, одинаковы цвет изображения на одной и фон на другой; или на одной – цифра 3, а на другой – изображение трех предметов; или на одной – заяц, а на парной – волк (или морковка, на Ваше усмотрение). Другими словами, нужно подобрать и вырезать, подготовить парные картинки, всего 10 штук для одного занятия, взять 5 пар и правильно их разложить. Затем ребенок должен рассмотреть их и запомнить (50 секунд) и отвернуться. Перемешайте карточки 2-го ряда, а после этого попросите ребенка по памяти правильно восстановить картинки-«пары».

Упражнение 5. «Кто больше вспомнит?» Оно также подходит для детей старшего дошкольного возраста. За одну минуту ребенка просят вспомнить 5 предметов, объединённых одной темой или одним признаком. Например: «назови 5 животных», «назови 5 предметов круглой формы», «назови 5 предметов желтого цвета». Повторы не засчитываются.

Надеемся, что среди предложенных упражнений и советов Вы найдете те, которые станут Вашими помощниками на пути к совершенствованию своей памяти. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Специалисты нередко проводят параллели между укреплением ума и тела. Их сила и выносливость могут иссякнуть от бездействия либо возрасти от целенаправленной подготовки. Решение задач на укрепление памяти и внимательности активизирует работу мозга, развивает воображение, творческую деятельность, защищает от возрастных изменений.

Важность памяти и внимания

В отличие от животных, чье мировосприятие ограничивается сиюминутными ощущениями, люди способны фиксировать приобретенные ранее знания и опыт, и использовать их при планировании дальнейших действий. Только благодаря памяти человек сохраняет воспоминания об окружающих явлениях и законах их существования.

Физиолог И. М. Сеченов считал память основным условием психической жизни, силой, которая лежит в основе всего развития человека.

Она также непосредственно участвует в процессе восприятия окружающей действительности. Особо важную роль память и внимание играют в ходе обучения.

Эффективность развития памяти и внимания

Некоторые люди умеют запоминать большие объемы информации без особых усилий. Однако большинству приходится напрягаться, чтобы освоить новые сведения, и с возрастом этот процесс дается все сложнее. Упражнения не будут эффективными, если не уделять внимание следующим аспектам:

  1. Правильное питание. Для деятельности мозга необходимы натуральные продукты: орехи, овощи, фрукты, мед, жирные сорта рыбы, печень, говядина, яйца.
  2. Здоровый сон. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в день.
  3. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

При постановке задачи лучше сосредоточить усилия на решении одной проблемы, а не пытаться делать все сразу. Важно научиться отделять ненужную информацию от полезной, и не загружать ею голову. Тренировку надо сочетать с отдыхом, поскольку уставший мозг не способен эффективно работать.

Упражнения для развития зрительной памяти

Ученые утверждают, что более 80% информации из внешнего мира люди получают благодаря органам зрения. Зрительная память ответственна за фиксацию, удержание и воспроизведение визуальных образов. С ее помощью человек запоминает лица, окружающие предметы, ориентируется на местности. Люди, обладающие фотографической памятью, получают большое конкурентное преимущество перед остальными. Такой вид запоминания окружающей действительности необходим представителям многих профессий: проводникам, сыщикам, хирургам, летчикам, авиадиспетчерам.

Упражнения для тренировки:

  1. Найти отличия. Наиболее популярная игра для развития памяти, тренирующая внимание к деталям. Человеку надо сопоставить 2 похожие картинки и найти в них заданное количество отличий (5, 10, 15).
  2. Тест на внимание для компании людей. Испытуемый запоминает внешний вид других игроков, и выходит из помещения. Пока его нет, участники меняют в своем туалете небольшие детали. Задача вернувшегося – угадать, что изменилось в облике других игроков.
  3. Запоминание внешности людей. Большинство не могут точно описать даже своих друзей и знакомых. Выделение и фиксация в памяти наиболее характерных людям признаков – отличный тренажер для развития мозга. Практиковаться можно в любое время (например, на прохожих или попутчиках в транспорте).
  4. Тренировка памяти с помощью рисования. Особенно полезно изображать на бумаге предметы неправильной формы, с изгибами и неровностями. Можно начать с ветки дерева, цветка или природного камня.
  5. Упражнение со спичками. Надо бросить на стол несколько спичек и запомнить за несколько секунд, в каком порядке они легли. Затем получившуюся фигуру следует восстановить по памяти. Если получается хорошо, количество спичек можно увеличить.
  6. Зрительная гимнастика по методу Айвазовского. Этот художник-маринист писал картины по памяти после долгих наблюдений за морем. Нужно смотреть на объект около 5 минут, затем закрыть глаза и представить его как можно четче. Изображение переносится на бумагу со всеми деталями.
  7. Игра для развития памяти “25 букв”. Участникам на полминуты показывается таблица с 25 клетками (5х5), в которой по горизонтали написаны следующие слова: олово, ветер, арена, мусор, омега. Таблица убирается, а игроки зрительно представляют картинку. Их задача – составить новое слово, двигаясь по таблице вверх, вниз, вправо или влево от установленной буквы.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Дети способны запоминать большие объемы информации, но их мышление имеет свои особенности.

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Память у детей школьного возраста чаще всего развита лучше, чем у дошкольников. Главная сложность состоит в том, чтобы вызвать у ребенка интерес к информации, побудить его анализировать и структурировать получаемые сведения, выделять из них главное. Постоянное механическое заучивание ведет к тому, что внимание школьника переключается на посторонние предметы, и он забывает материал.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста и подростков невозможно без тренировки концентрации внимания. При выполнении этой задачи помогут упражнения на тренировку логического мышления. Школьник должен уметь составить план рассказа, выделить из него основные тезисы, вкратце изложить содержание материала. Дети 1-4 классов, у которых особенно хорошо развита образная и зрительная память, могут составлять план в картинках.

Упражнения для детей младшего школьного возраста:

  1. Найти лишнее слово. Ребенку предлагается ряд из 4 слов, объединенных по какому-нибудь признаку. Например: кошка, собака, корова, волк. Нужно найти слово, выбивающееся из логического ряда. В данном случае это волк (дикое животное, тогда как другие – домашние).
  2. Фотоаппарат. На стол кладутся 10 предметов в произвольном порядке. Ребенок в течение нескольких секунд смотрит на них, а потом закрывает глаза и перечисляет вещи, которые запомнил. Хорошо, если предметы будут объединены тематически. Так можно играть в сыщика, шпиона, медсестру и т. д.
  3. Невербальная фантазия. Школьника просят показать какой-нибудь предмет или процесс (например, автомобиль, поезд, кошку, умывание). Чтобы разнообразить упражнение, можно поменяться местами: взрослый показывает, а ребенок отгадывает. Игра развивает воображение и творческие способности.
  4. Упражнение на развитие усидчивости. Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркивать в нем какую-нибудь букву (например, “е”). Упражнение регулярно повторяется в течение месяца, букву при этом можно менять. Результаты фиксируются в специальном журнале. Со временем они должны улучшаться.
  5. Упражнение на развитие словесно-логического мышления. Ребенку предлагаются вопросы из самых разных областей. Например, какого цвета подсолнух, кто больше: слон или лев, что такое пила и отвертка и т. д. Такую тренировку хорошо проводить в соревновательной форме в классе или группе.

Игры для подростков:

  1. Логически связанный текст. В предлагаемом школьнику тексте цифрами (от 1 до 10) выделяются 10 основных тезисов. Подросток должен прочитать статью, а затем по памяти пересказать основные положения в заданном порядке. Хорошим результатом может считаться воспроизведение 7 и более тезисов.
  2. Запоминание слов. Школьнику предлагается список из 20 слов с порядковыми номерами. На их запоминание дается минута. Затем подросток должен воспроизвести слова и связанные с ними порядковые номера. Чтобы получить результат в процентах, число правильных ответов умножается на 5.
  3. Кто больше запомнит. Участники садятся в круг. Первый игрок называет любое слово (например, “кино”). Второй повторяет его и говорит свое (“кино”, “оператор”). Третий участник называет уже 3 слова (“кино”, “оператор”, “сценарий”). Игрок, не сумевший повторить все слова, выбывает.
  4. Рисуем и запоминаем. Ведущий медленно зачитывает список из 15 слов. Задача участников – быстро зарисовать перечисленные предметы. Качество рисунка не важно, главное – чтобы игрок смог правильно назвать зашифрованное слово. Выигрывает участник, правильно запомнивший наибольшее количество предметов.
  5. Слова с одной буквы. Участники садятся в круг. Ведущий объявляет какую-нибудь букву, а задача игроков – назвать предмет, находящийся в комнате, название которого начинается с этой буквы. Участники, не сумевшие назвать слово, выбывают из игры, пока не останется один победитель.

Тренировка памяти и внимания у взрослых

Современному человеку приходится держать в голове много информации, необходимой для работы и учебы.

С возрастом память чаще всего ухудшается, что связано как с уменьшением в мозге количества нервных клеток, так и со стрессами, вредными привычками, неправильным образом жизни, недостаточным временем для сна. Поэтому память и когнитивные способности надо постоянно совершенствовать с помощью специальных тренировок.

Упражнения для взрослых:

  1. Тренировку можно совмещать с бытовыми делами. Например, совершая покупки в магазине, многие берут с собой шпаргалки со списком необходимых продуктов или звонят домой. Нужно постараться заранее все обдумать и обойтись без подсказок.
  2. Хорошо тренирует память внимательное чтение. Читать можно в любое время: в дороге, в обеденный перерыв или перед сном. Усвоив информацию, нужно мысленно пересказать ее как можно точнее. Чтобы не терять времени, это можно делать на улице или в дороге. Постепенно объем текста следует увеличивать.
  3. Чрезвычайно полезно для мозга запоминание различных деталей. Разговаривая с человеком, рекомендуется обращать внимание на его одежду, обувь, цвет глаз, манеру выражаться и т. д. Потом все это следует мысленно воспроизвести. На улице можно обратить внимание на номера домов, маршрутов автобусов, номерные знаки автомобилей. А запоминание ценников в магазине поможет еще и сэкономить.
  4. Данное упражнение требует спокойной обстановки. Нужно выбрать какой-нибудь предмет и внимательно его изучать в течение 30 секунд. Затем, отвернувшись, следует описать вещь как можно подробнее. Имеют значения любые детали.
  5. Психологи рекомендуют упражнения, задействующие сразу несколько чувств. Например, в парфюмерном магазине можно побрызгать понравившийся парфюм на полоску, а затем постараться вспомнить его название. Пробуя новое блюдо, рекомендуется связать его вкус с каким-нибудь интересным образом.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Исследования ученых показывают, что нервные клетки мозга способны создавать нейронные связи в любом возрасте. От способности запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависит качество жизни пожилого человека.

Решение различных интеллектуальных задач является отличной профилактикой многих возрастных патологий, включая рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера.

Упражнения для пожилых людей:

  1. Постоянное заострение внимания на деталях. Например, полезно посчитать деревья во дворе или предметы на столе. Следует обращать внимание на форму и цвет вещей.
  2. Все действия следует доводить до конца. Если потерялась вещь, нужно отыскать ее, не отвлекаясь на другие дела.
  3. Для тренировки зрительной памяти используется метод Айвазовского.
  4. Запоминание и структурирование информации. Например, вечером полезно зафиксировать все действия, произведенные за день.
  5. Компьютерные игры для развития внимания и памяти. Популярные бесплатные онлайн-игры: “Быстрое мемори”, “Деревенские головоломки”, “Пасьянсы Мемори”.
  6. Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
  7. Настольные игры: шахматы, шашки, лото, преферанс, бридж, карточные пасьянсы.
  8. Заучивание наизусть небольших текстов, песен, стихотворений.
  9. Хорошая тренировка – игра в слова или города.
  10. Игры наоборот. Можно посчитать от 50 до 1 или перечислить буквы алфавита от Я до А.
  11. Складывание пазлов и головоломок.
  12. Хобби. Главное, чтобы оно было интересно человеку. Хорошо подходят садоводство, цветоводство, вышивание, вязание, лепка фигурок, выпиливание лобзиком, сборка моделей машин и кораблей.

Стихи для развития памяти у взрослых

Эта методика улучшения памяти применяется уже давно. Благодаря своему ритмическому рисунку, эмоциональной составляющей и рифмам, стихи запоминаются гораздо лучше, чем проза. В процессе заучивания нейроны получают дополнительное кровоснабжение, их деятельность активизируется. Между клетками мозга формируются новые связи, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

При изучении стихов развивается речь, происходит пополнение словарного запаса, расширяется эрудиция. По мнению Бродского, человек, пропуская через себя информационное и эмоциональное наполнении поэзии, обогащает мозг. А чтение стихов вслух стимулирует ораторские способности и расширяет коммуникативные навыки. Хотя данная методика используется преимущественно при обучении детей, она будет полезна для людей любого возраста.

Как показывает практика, лучше всего запоминаются общеизвестные произведения любимых поэтов. Не случайно многие помнят наизусть целые главы “Евгения Онегина” или даже всю поэму целиком. При этом для тренировки памяти и улучшения потенциала мозга полезно брать более сложные и менее любимые стихи. Для данных целей хорошо подходят произведения классиков: Пушкина, Лермонтова, Блока, Пастернака, Есенина, Маяковского.

Упражнения для разивития памяти

В список вошли развивающие игры для взрослых из книги “Память не изменяет”.

Странный зоопарк

Человеку на минуту показывают картинку с изображением разных животных: млекопитающих, рептилий, насекомых, членистоногих, рыб. Когда рисунок убирают, участник игры должен перечислить все увиденные существа в алфавитном порядке на листке бумаги.

Запоминательная минутка

Игроку показывают список знаменательных событий из жизни разных людей. Он должен 3 раза прочитать текст и максимально точно изложить запомненное. Пример задания:

  • Коля и Маша поженились 15 октября 2002 г.;
  • Даша поступила в университет 3 сентября 1995 г.;
  • Вася родился 4 ноября 1982 г.;
  • День города будет отмечаться 28 февраля 2017 г.

Белый Бим Черное ухо

Участнику показывают картинку с разными животными и их кличками (конь Скакун, собака Астор и т. д.). Чтобы запомнить их наизусть, дается полминуты.

Пишем историю

Человеку показывают список исторических личностей (от кардинала Ришелье до Томаса Эдисона) с датами их рождения. Потом список “перемешивают”, и даты уже не соответствуют фамилиям. Игрок должен восстановить историческую справедливость, правильно поставив нужный год рождения против имени каждого исторического деятеля.

Воображаемый ковер разбит на черные и белые квадраты, в которых находятся схематические изображения цветков. Игрок изучает рисунок столько, сколько ему необходимо. Затем ему придется ответить на несколько вопросов. Например, сколько цветков с 3 лепестками изображено на рисунке.

Криптография

Это самое сложное упражнение, для выполнения которого придется тренироваться каждый день в течение нескольких недель.

Необходимо запомнить наизусть шифр, в котором каждой из 15 букв соответствует какой-нибудь значок. Задание можно считать выполненным, когда человек сможет расшифровывать слова из 9 букв.

Игры на внимание для детей 10 лет

Разработчики компьютерных игр предлагают эффективные упражнения для тренировки памяти и концентрации внимания.

Это таблицы со случайно расположенными цифрами или буквами. В задачу испытуемого входит быстрое нахождение данных объектов в требуемом порядке. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 полей (5х5). Упражнения с такими таблицами улучшают периферическое восприятие и служат для обучения скорочтению.

Пятнашки

Игра представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 полей (4х4). В распоряжении игрока 15 пронумерованных костяшек (от 1 до 15), которые можно двигать вверх, вниз, вправо и влево на 1 поле. Одно из полей всегда остается свободным. Цель игры – расположить костяшки по порядку от 1 до 15.

Пространственное скоростное сравнение

Эта игра улучшает память, учит концентрировать внимание, ускоряет реакцию. На экране показывается фигура, которую нужно как можно быстрее сравнить с предыдущей. Если фигуры совпадают, нажимается кнопка “Да”, если они различны – кнопка “Нет”.

Числовой и буквенный охват

На дисплее демонстрируется набор букв или чисел в случайном порядке, которые игрок должен запомнить в строгой последовательности, а затем ее восстановить. Игра начинается с 2 цифр, затем их становится 3, 4 и т. д.

Запоминай и прокликай

От игрока требуется восстановить последовательность чисел в порядке их возрастания в предлагаемой таблице. Упражнение эффективно тренирует пространственную память.

Сложное скоростное движение

Игрок быстро сравнивает текущий предмет с предыдущим. В его распоряжении 3 варианта ответа: “Да”, “Нет” и “Частично совпадает”. При 3 неправильных ответах игра прекращается.

Быстрое сложение

Цель игры – выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. На каждом следующем этапе это число увеличивается.

Бриллианты

Игровое поле состоит из поделенного на ячейки пространства. Игроку необходимо запомнить последовательность появления закрашенных областей и после сигнала воспроизвести их по мере появления.

Сложность заданий адаптируется под уровень игрока.

3 назад

Здесь требуется запомнить текущую последовательность цифр и сравнить ее с той, которая была показана раньше (например, 2 или 3 карточки назад). Для ответов есть 2 кнопки: “Да” и “Нет”. Сложность игры в том, что задания постоянно меняются.

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может , без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Стремление освоить эффективный метод, который поможет в достижении более высокого уровня интеллектуального развития — весьма похвальная тенденция. Однако, чтобы процесс превратился из модного в действенный и стал этапом самосовершенствования, не помешает понять, что именно вы желаете усилить в себе.

Для выбора стратегии развития основных мыслительных процессов – внимания и памяти, важно точно поставить практическую цель. Только в этом случае любая теория становится действенным методом ее достижения. Эта статья дает ответы на вопросы о способах совершенствования механизмов запоминания. И да, наш сайт для тренировки памяти служит действенным инструментом для развития мыслительных способностей, которые легко освоит даже ребенок.

Память - это психический процесс запечатления, хранения, воспроизведения и забывания информации. Этот процесс является одним из фундаментальных для развития интеллекта человека. Важно учитывать особенности этого психического процесса для разных возрастных этапов, чтобы достичь максимального эффекта от применения обучающих методик.

По длительности сохранения различают следующие уровни памяти:

  • мгновенную;
  • кратковременную;
  • буферную (промежуточную);
  • долговременную.

Каждый этап обработки и сохранения информации в памяти отвечает за определенные области мыслительной деятельности человека. В зависимости от этого отличаются методы и задачи усовершенствования психических процессов.

  • Мгновенная память. Этот процесс, по мнению ряда психологов, имеет непосредственный характер, он неуправляем. Мгновенная память также связана с ощущением и обеспечивает цельное восприятие окружающей картины мира за минимальное время.
  • Кратковременная память. На этом этапе сохраняется информация, которая либо утрачивается, либо становится предметом интерпретации. Это уровень управляемой информации и его можно развивать с помощью повторения, символизации, его объем признают равным 7±2 единицы, хотя также есть мнение отдельных исследователей, что данный показатель надо рассматривать как 5±2 единицы.
  • Буферная память. Серединный этап, трансформация, преобразование информации в долговременную, осуществляется во сне, неуправляемая стадия.
  • Долговременная память . Не ограничена по времени и объему, но доступность ее определяется типом хранения. Произвольная форма – подвергается преобразованию, непроизвольная – сохраняется в неизменном виде. Это важнейший этап психической способности человека, который прямо связан с его социальной успешностью.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок памяти и внимания по индивидуальной программе

Для детей превалирующей формой служит кратковременная память. Важно в этот период подобрать им развивающие методики, которые помогают формированию ассоциативного, эмоционального восприятия мира. Игры для развития воображения и логического мышления должны быть постоянным элементом их обучения. Это не должно быть ограничено стандартами школьной программы, они должны стать естественным элементом процесса воспитания детей.

Информация, получаемая извне, преобразуется под влиянием множества факторов субъективного и объективного плана в долговременную память. Последняя, трансформируясь в процессе жизни, формирует опыт человека и становится фундаментом для осознанного выбора в социальной практике, влияет на успешность человека в жизни.

Выбор методики совершенствования психических процессов зависит от возраста человека и его индивидуальных особенностей. Существуют и общие правила. Например, давать возможность развиваться и правой и левой руке в равной мере помогает гармонизировать обе сферы головного мозга, ответственные за развитие символической и логической форм мышления.

Упражнения на тренировку памяти могут стать весомым катализатором скорости психических процессов для преобразования внешней информации в багаж знания человека. Как тренировать памятьпознакомимся с самыми простыми и эффективными способами развития способностей.

Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?

Кратковременная — это аналог оперативной компьютерной памяти. Она помогает в быстрой «утилизации» полученной информации. Цель этапа – усвоение максимального объема информации. Для этой цели эффективными приемами служат:

  • группировка объектов;
  • символизация.

Способ группировки часто используется в качестве маркетингового приема в сфере продаж и дает хороший результат. Повторяющиеся числа или последовательный ряд цифр легко воспринимается и превращается в личный багаж знания, иногда помимо желания человека. Разбивка телефонного номера на удобные цифровые группы стала нормой жизни.

Мнемотехника - прием быстрого запоминания большого объема информации, логически не связанной между собой. Метод основан на создании символов, ассоциативного ряда. В основе лежит зрительный способ эффективного восприятия окружающего мира для человека. Для метода характерно использование всех иных каналов чувств: осязания, обоняния, вкуса, звука.

Визуализация служит эффективным способом для увеличения объема восприятия информации в единицу времени. Использование презентаций, повышение наглядности материала в виде графиков, диаграмм, рисунков широко применяется в деловой практике.

Эффективные приемы овладения большим объемом информации разработаны в специальных областях: военной сфере, научных исследованиях. Методы НЛП (нейролингвистического программирования) позволяют управлять процессом запоминания на уровне подсознания.

Цель развития краткосрочной памяти – в создании фундамента для долговременной , которая решает основную задачу – формирует личный опыт человека. С помощью каких упражнений и для чего необходимо развивать эту способность?

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти. При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение : в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф» , которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки , установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

Загрузка...
Top