Какие изменения могут произойти в школах в новом году? Класс министра васильевой Детям-инвалидам – обычные школы

Зачем сокращать количество школьных учебников? Когда появится обязательный устный экзамен по русскому языку? На сколько повысится студенческая стипендия? Что нового ждет школу в новом году? Об этом рассказала на пресс-конференции глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. В частности, она отметила, что завершилось общественное обсуждение новых федеральных образовательных стандартов. Чем они отличаются от старых? В них прописано конкретное содержание, что ребенок должен знать по каждому предмету с первого по девятый класс.

Стандарты не должны быть пустыми и "размытыми", - заявила министр. - Над новым проектом работали лучшие эксперты, молодые члены-корреспонденты РАН. Министерство получило около семи тысяч откликов на проект (большинство - положительных) и около 200 конкретных предложений. Все они будут учтены в финальной версии ФГОСов для начальной и основной школы. А к октябрю подготовим стандарты и для 10-11 классов.

Таким образом, завершается разработка практически всех предметных концепций для школы. Теперь, по словам министра, необходимо выстроить новое понимание того, по каким учебникам будут заниматься дети. Сейчас в федеральном перечне их почти 1470. Это слишком много.

Новых подходов требует экспертиза учебников. Как она работает сейчас? Издатели самостоятельно ищут авторов учебника, печатают его, сами находят экспертов и после положительного заключения подают заявку на вхождение в федеральный перечень, - говорит Ольга Васильева. - Сейчас у нас есть поручение президента, ограниченное сроками до конца августа. Мы должны представить очень четкую экспертную систему отбора учебников. Их количество сократится. По каждому предмету необходимо иметь 2-3 линейки: базовые и углубленные.

О едином образовательном пространстве

Школы постепенно выйдут из муниципального подчинения. Новая модель управления в первую очередь подразумевает, что региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы.

Не должно быть такого, что при переезде в другой город мы не знаем, проходили ли в местной школе дроби, или этот материал дети будут изучать только в следующем классе. Любые вариации и углубления в программе возможны только после того, как вы дали ребенку базовое содержание, которое должен знать каждый ученик в нашей стране, - подчеркивает министр. - В пилотный проект войдут около 17 регионов. Они пойдут по разным моделям передачи управления.

Самарская область работает по такому принципу с 2002 года и показывает прекрасные результаты: там школьное имущество осталось за муниципалитетами, но регион назначает директоров школ, координирует учебный процесс. У них значительно снизилось количество управленцев в образовании, а начисление зарплат учителям стало более прозрачным. Кроме того, выровнялась система подушевого финансирования. По словам министра, есть огромное количество примеров, когда в областном центре работают передовые гимназии и лицеи, но при этом в муниципалитетах школы остаются недофинансированными.

Сейчас в федеральном перечне почти 1470 учебников. Это слишком много

Финансовые затраты на каждого ребенка в рамках региона должны быть равными, - подчеркнула Ольга Васильева. - Ежегодно на строительство школ из бюджета выделяется 25 млрд рублей. В этом году мы введем 55 тысяч новых мест, причем 37 процентов из них - это места в сельских школах.

Еще одна важная составляющая единого образовательного пространства в стране - это национальная система учительского роста, которая предполагает обязательную аттестацию и повышение квалификации. 15 регионов уже согласились провести этой осенью предметный тест для учителей по русскому языку и математике. Он поможет выявить пробелы и выстроить дальнейшую профессиональную траекторию для педагогов.

Об астрономии

А вот учителя физики по всей стране массово повышают квалификацию уже сейчас. Они будут вести астрономию, которая триумфально возвращается в школы. Этот обязательный предмет включен в программу 10-11-х классов с объемом не менее 35 часов. В расписании некоторых школ новый урок появится уже с 1 сентября, однако часть учебных заведений может ввести его позже - с 1 января 2018 года. ЕГЭ по астрономии вводиться не будет, однако в ЕГЭ по физике к 2019 году могут появиться некоторые вопросы из этого курса.

С 2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников - с 2022-го

Что еще нового может появиться? Министерство думает о том, чтобы ввести базовые модули по предпринимательской деятельности в качестве внеурочных занятий. Кроме того, в школах должны быть пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.

Об экзаменах

В школах должны быть 5 бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.. Фото: Михаил Синицын

Сразу хочу сказать, что ЕГЭ отменяться не будет, - подчеркнула Ольга Васильева. - Это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. Посмотрите статистику: в московских университетах примерно 65 процентов студентов - это ребята из регионов, и 35 - москвичи. До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной.

Экзамен в этом году прошел лучше, чем в предыдущем: ЕГЭ сдавали 703 тысячи человек, при этом количество нарушений снизилось в полтора раза, а ребят, которые не преодолели минимальный порог по баллам, стало почти в два раза меньше. И это при том что тестовая часть осталась только в устной части экзамена по иностранному языку.

В 9-м классе появится устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м, - рассказала Ольга Васильева. - Сейчас мы обсуждаем готовность регионов, которые в следующем году проведут "устный русский"в пилотном режиме.

Также для 9-классников с 2020 года станет обязательным экзамен по иностранному языку, а для 11-классников - с 2022-го. Кроме того, планируется, что с 2020 года вся страна обязательно будет сдавать историю.

О среднем профессиональном образовании

Особенный упор на иностранный язык будет сделан в учреждениях среднего профессионального образования. С нового учебного года тысяча колледжей в 73 регионах России начнет готовить студентов по новым стандартам WorldSkills - это 50 топовых профессий, связанных с передовыми технологиями. Работа с новым оборудованием, с технической документацией - здесь английский нужен как никогда. Кроме того, по словам министра, будет расширяться программа дуального профессионального обучения, в рамках которого студент половину времени проводит непосредственно на производстве.

Студенту в помощь

И самая важная новость для студентов - с 1 сентября произойдет индексация стипендий на 5,9 процента. Средства из бюджета уже выделены, и со всеми образовательными организациями уже заключены соглашения о предоставлении субсидий.

Станет легче и "целевикам": для них разработан законопроект, регламентирующий права вуза, студента и работодателя, отправляющего студента учиться.

Мы провели глубокий мониторинг. Оказалось, что в 51 проценте случаев в договоре о целевом обучении не прописаны меры социальной поддержки студентов. Эту ситуацию, конечно, будем менять, - говорит Ольга Васильева. - Ведь выпускники, заканчивая обучение и выполняя свои обязательства, идут к работодателю минимум на три года. И с его стороны обязательно должны быть предоставлены социальные гарантии.

О вузах

Вузы должны стать центром экономической, социальной и культурной жизни региона, - считает министр. - В этом году вдобавок к уже существующим 11 мы выбрали еще 22 опорных вуза, которые получат дополнительное финансирование. Мы очень надеемся, что эта программа даст хорошие результаты.

Общее количество российских вузов в престижном рейтинге QS увеличилось до 24, и при этом показатели 14 из них существенно выросли. В планах минобрнауки - расширить экспорт российского образования таким образом, чтобы к 2025 году в наших вузах училось около 700 тысяч иностранных студентов. По примерным оценкам, это даст 373 млрд рублей дополнительных доходов. А сейчас у нас учится 243 тысячи иностранных студентов, и из них только 15 тысяч - по квоте.

Лекции уходят в цифру

Что еще нового ждет вузы? Проект "Современная цифровая образовательная среда". Его суть в том, чтобы университеты могли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты. По расчетам, к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн человек. В ближайшие 2-3 года они охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. Но это не значит, что все будут учиться только по Интернету. Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким. А для учителей предусмотрен еще один отдельный проект - Российская электронная школа, которая должна заработать через 1,5 года.

Российская электронная школа станет мощнейшим подспорьем для педагогов, - говорит Ольга Васильева. - Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам. Плюс - виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли. Эту систему мы сейчас отрабатываем на базе московской электронной школы.

Новшества и изменения системы образования уже коснулись и правил сдачи ЕГЭ, и условий поступления в университет. Были введены давно ушедшие в небытие дисциплины, такие как астрономия, и сокращены другие. Однако время не стоит на месте, и в ведомстве наметили новые планы по улучшению школьной программы.

Общее среднее образование является основой, фундаментом, на котором строятся первичные знания, позволяющие в дальнейшем и обрести желаемую профессию. Поэтому крайне важно обеспечить молодое поколение надлежащим уровнем знаний и умений, чтобы подготовить его к взрослой жизни по максимуму.

Ежегодно Министерство образования и науки РФ разрабатывает новые проекты по модернизации и повышению качества образования, и школьному обучению уделяется особое внимание. Работы ведутся как по совершенствованию самих учебных заведений и всей инфраструктуры, так и по преобразованию процесса обучения, изменения методики и контролем над квалификационным уровнем учителей. В ведомстве признают, что хотя и не все инициативы демонстрируют эффективность, определенные результаты все же имеются.

Новшества и изменения старой системы уже коснулись и правил сдачи , и условий поступления в университет. Были введены давно ушедшие в небытие дисциплины, такие как астрономия, и сокращены другие. Однако время не стоит на месте, и в ведомстве наметили новые планы по улучшению школьной программы .

Чего ждать школам в 2018 году, и какие грядут перемены? Давайте разбираться.

Развиваем мышление: шахматы как обязательная дисциплина

Несколько месяцев назад Ольга Васильева в программу начальной школы шахматного курса. В течение некоторого времени эффективность такого изменения вызывала сомнения. Но практика показала, что занятия шахматами идут на пользу детям и повышают качество образования. В ведомстве утверждают, что один урок в неделю улучшит общие показатели успеваемости учеников, и, к тому же, это не требует дополнительных компетенций от преподавателей.

Шахматной игре обучаются дети уже в 40 регионах страны. По словам министра, наличие этого предмета способствует развитию умственных способностей учащихся. Поэтому их оценки сильно отличаются от отметок детей, которые не посещают уроки шахмат . Внедрение курса планируется проводить в течение ближайших двух лет и уже в следующем году многие школьники начнут изучать азы этой непростой игры.


Учимся создавать семейное счастье

В самом ближайшем будущем во всех школах появится новая дисциплина " ". О рациональности этого нововведения спорят многие граждане и, хотя у предмета есть множество противников среди родителей и педагогов, решение о его внедрении уже принято.

Курс, который носит официальное название "Нравственные основы семейной жизни", уже включен в школьную программу в 38 регионах России. Священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина, являющиеся авторами учебника, стремятся привить детям традиционные семейные ценности. Согласно замыслу инициаторов, наличие этой дисциплины позволит современным подросткам создать крепкую многодетную семью.

Безопасность на уроках физкультуры

Большой проблемой на сегодня является высокая смертность детей на уроках физкультуры . Над решением этой проблемы Минобрнауки работает совместно с Министерством здравоохранения.

Согласно данным, размещенным в открытых источниках, только в 2017 году на уроках физической подготовки погибло 211 школьников. Основной причиной гибели школьников названа недостаточная осведомленность учителей о состоянии здоровья учеников. А все потому, что согласно действующему законодательству, данные из медицинских карт граждан являются конфиденциальными и не подлежат огласке, поэтому учебные заведения не имеют полного представления о реальном здоровье учащихся.

Вопрос о модернизации уроков физкультуры уже . Наряду с другими новшествами, обновленное обучение предполагает включение в работу медицинского персонала и предоставление медицинских сведений о ребенке. Объединенные усилия двух ведомств привели к созданию проекта "Школьная медицина", в рамках которого учителя, на основании данных из медицинских карт, будут способны оказать эффективную неотложную помощь и исключить случаи летального исхода.


Русский язык для девятиклассников

В следующем году девятые классы также столкнуться с изменениями. А именно – девятиклассников ждет по русскому языку, по результатам которого школьники будут допускаться к итоговой аттестации. Сама процедура сдачи экзамена предполагает прочтение рассказа и его обсуждения с учителем.

Проект является пилотным, и пока не будет внедрен на всей территории страны. На данный момент проводится отбор регионов, которые смогут провести такой экзамен в 2018 году. По результатам эксперимента, в случае его эффективности, будет принято решение об обязательном проведении этого экзамена для всех школьников уже начиная с 2019 года.

Поговорим о ПДД


На прошедшем в столице Форуме действий, который состоялся в декабре, Министр образования поднимала вопрос о необходимости изучения школьниками правил дорожного движения. Участившиеся аварии приводят к трагическим последствиям, поэтому так важно обучать детей ПДД в школе. Госпожа Васильева отмечает, что перегружать школьников уроками не следует, но в данном случае речь идет об их жизни и безопасности. Планируется, что учащиеся будут изучать правила поведения на дороге дважды в месяц, на классных часах.

Выбор предметов и профориентация

Для учеников старших классов разрабатывается новый стандарт, согласно которому школьники смогут для изучения до 7 дисциплин из 6 предметных областей. Они включают:

  • русский язык и литературу или родной язык и литературу;
  • информатику и математику;
  • иностранный язык;
  • естественные науки (физика, естествознание, химия, экология, биология);
  • общественные науки (право, история, география, обществознание, экономика);
  • искусство или предмет по выбору школы.

При этом физподготовка, ОБЖ и полюбившийся многим новый курс "Россия в мире" относятся к числу обязательных предметов.

Основной особенностью нововведения является распределение предметов на несколько уровней сложности, что даст возможность школьникам самим определять, какой из предметов имеет для них большее значение, и заниматься более углубленным изучением профильных предметов.

Также планируется сокращение количества изучаемых дисциплин. Согласно новому стандарту учебный план для старших классов будет состоять из трех обязательных, трех профильных и трех базовых или интегрированных предметов.

Страсти вокруг «возврата в советскую школу», изменений в ЕГЭ и правил поступления в вузы не давали расслабиться ни родителям, ни учителям, ни детям весь прошлый год. А потому желание заглянуть в завтрашний день и узнать, чего ждать от образования в 2017-м, вполне оправдано. Прогноз даёт эксперт «Мела», научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Новый год для родителей и преподавателей будет, на мой взгляд, поворотным в соотношении формального и неформального образования. Почему? Одна из причин - резкое повышение мотивации самообразования среди детей и взрослых. Это, прежде всего, побочный эффект той «свистопляски», которую устроили политики вокруг отечественного образования.

Зубодробительная критика российской школы, негативная мифология результатов улучшения общего образования, уничижительная трактовка либеральной педагогики, воспевание «разрушенной советской школы» и призывы её вернуть - все это заставило родителей, да и многих учащихся, смотреть на сторону.

Если школа так плоха, как об этом говорят и пишут, а учить своих детей в «советской» школе вряд ли кто-то захочет в здравом уме и твёрдой памяти, то что есть помимо?

Другая причина ухода в неформальное общее образование: и дети, и взрослые всё больше убеждаются, что из-за формальных ограничений, школа начинает резко отставать от тех возможностей, которые есть, что называется, в открытом доступе.

Для качественного современного образования школа должна быть гибкой. Не только для того, чтобы ученики были в курсе новых открытий, произведений, технологий и вообще - изменений. Но и для того, чтобы давать учащимся способы работы с этими изменениями, навыки использования новых возможностей, развивать способности реализовать себя в новых обстоятельствах. Но организационная структура школы слишком архаична, чтобы обеспечить ребёнку такой результат. Это по-прежнему учреждение, в котором работники подчинены золотому правилу: «Никакой инициативы!».

Золотое время инновационного поиска прошло, последний всплеск был в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в середине 2000-х. Сегодня авторская школа не в чести. Федеральные образовательные стандарты объявлены «пустыми». Наверное, потому, что в них не прописан учебный материал, тематическое планирование и результаты как список усвоенных сведений. Хотя именно такие открытые стандарты и есть наиболее современный способ управления содержанием образования в условиях многообразия учебных ресурсов.

Итак, зарегулированность школы и как следствие - фетиш проверок, надзора и отчётности. Ведомство выбрало устрожение базовой методологией управления качеством. Считается, что дети будут лучше учиться, больше знать и уметь, будут более подготовлены к жизни в неопределённом будущем, если им систематически устраивать контрольные работы. Считается, что школа будет лучше работать, если её постоянно проверять. А учителя будут более мотивированы, если по каждому шагу будут писать подробные отчёты.

Мне кажется, очень важно обратить внимание на эту тенденцию: дело не только в том, что детям скоро не будет хватать времени на посещение школы (как тут не вспомнить классическое выражение Гекльберри Финна: «И никакая школа не помешает мне получить образование!»).

Если травля школы в СМИ, в политтехнологических проектах, в PR-кампаниях политиков и бесконечных зубодробительных критиках маргинальных активистов будет продолжаться такими же темпами - в общественном сознании школа стремительно превратится в ненужный принудительный оброк, а необходимые образовательные ресурсы семьи будут искать не в школе.

Усилия государства и профессионального сообщества по модернизации, предпринятые в середине 2000-х, начинают давать результаты - это видно по международным исследованиям PISA и другим, по росту материальной базы, фонда оплаты труда, несмотря на тяжелейшее финансовое положение в стране. Но бездарная бюрократия предшествующего министерства образования, которая породила мощную консервативную ведомственную реакцию, разбазарила огромный потенциал приоритетного проекта «Образование» и резко снизила основной ресурс учительства - мотивацию. Механическая авторитарность ливановского министерства образования фактически задавила ростки инициативы и самостоятельности в учительской среде, превратила директоров школ в надзирателей за исполнением показателей, региональных министров - в смотрящих за отчётами и проверками, а сами показатели - в фетиш, значение и ценность которого гораздо важнее любой педагогики и образования.

И мы пришли к тому, что в конце 2016 года сошлись две негативные тенденции в школе. Это удушающее административно-командное давление изнутри системы: проверки, отчёты, бумажный вал, бессмысленная мероприятийность, контрольные работы без конца и без края, показатели, показатели, показатели…

И искусственно созданная негативная мифология о «развале школы и необходимости возврату к советской школе».

Никакого развала нет и в помине: школа сегодня один из немногих институтов, который работает с высокой эффективностью.

Посмотрите на медицину, посмотрите на транспорт, посмотрите на систему безопасности, посмотрите на наши дороги, на сельское хозяйство и сравните со школой. Ну конечно, в каждой сложной системе случаются ЧП, сбои. В семье не без урода. Но посмотрите: каждый мало-мальски серьёзный сбой в системе образования становится моментально известным всей стране!

Школа - самая открытая система в России. Насилие над ребёнком, самоуправство директора, поборы, грубость воспитательницы в детском саду, не говоря уже о нарушениях на ЕГЭ, - школа просвечена насквозь! И это очень важный результат улучшения системы - её прозрачность. Но использовать увеличение информации о происходящем для уничтожения источников этой информации - возвращать систему в её исходное состояние? Какая глупость. Зато сколько политических очков можно получить, как эффективно можно построить предвыборную кампанию, как можно быстро исправить огрехи руководства правительства («учителя, идите в бизнес!») или ведомства, какую популярность в массах можно стремительно завоевать, поддерживая мифологию развала и играя на ностальгии.

Но цена такого простого решения - усиления административно-командного регулирования и дискредитации усилий государства и сообщества по улучшению школы - в падении мотивации учеников, учителей и родителей. Никто не будет хотеть учить и учиться ради проверочных контрольных работ. И в установке родителей и детей на поиск нешкольных ресурсов образования.

В определённом смысле это неплохо. Будет активно развиваться рынок дополнительных образовательных услуг. Он уже растёт. Интересные проекты развития детей, летние и зимние школы, конкурсы, олимпиады, языковые, математические, творческие программы вузов, финансовая грамотность, филологические школы, клубы, планетарии, зоопарки, технопарки - всего не перечислить.

Детские уголки развития сегодня в каждом крупном торговом центре, не говоря уже о кинотеатрах и книжных магазинах.

Помимо школы есть огромное количество возможностей - и так называемое дополнительное образование, и сетевые ресурсы. Образовательных «предложений» - несчётное количество. Учиться не в школе становится не только модно и круто.

Каждый день родители, ученики и учителя узнают о новых подходах в обучении и развитии, новых методиках, системах, школах, сетях.

И уже никого не пугает то, что одни подходы противоречат другим, что свести все предложения в «единую образовательную систему» невозможно даже мысленно. Не пугает, потому что всё больше родителей стремятся развивать в своём ребёнке то особенное, уникальное, что в нём есть изначально.

Самореализация ребёнка, интерес, мотивация, коллективная творческая деятельность, развитие способности к сотрудничеству и поощрение успешности привлекают родителей сильнее, чем жёсткая установка на контроль за успеваемостью и проверки результатов усвоения программ.

Попытки удержать административный контроль над открытыми ресурсами, инициативой разработчиков, спросом родителей на индивидуальное образование, стремлением преподавателей вырваться из рутинных ограничений «образовательных учреждений» (в широком смысле слова) и, наконец, пытливостью учащихся - лишь выталкивают наиболее мотивированных из формальной системы образования.

Система может ответить созданием образовательных комплексов: таким путём пошла Москва, и мы видим какие сложности проявились, когда система вытаскивает себя из болота, пытаясь переродиться изнутри. Но семьям, родителям и детям надо учиться сегодня, им нет дела до трудностей административных структур. Поэтому я предвижу взрыв неформального образования, оправданное стремление родительского сообщества к самоорганизации, к расширению семейного образования, клубных форм, сетевых образовательных программ.

Но тогда государство должно будет направить средства налогоплательщиков на компенсацию такого выбора родителей. Потому что они будут рассчитывать получать именно общее, а не дополнительное образование за счёт неформальных ресурсов. И никто не захочет платить дважды. Да это и несправедливо! А цена слепого ведомственного авторитаризма и популистской мифологии «разрушения» возрастёт многократно.

Система качества в образовании в 2017 году

Новый министр образования обозначила первоочередные направления своей работы на 2017 год. Они коснутся совершенствования ЕГЭ, поддержки инклюзивного образования, социальной защиты работников образовательной сферы и многих других важных вопросов. И сегодня мы предлагаем детальнее рассмотреть наиболее значимые нововведения из тех, которые уже анонсированы профильным ведомством.

Прежде всего, отметим, что российское образование в следующем году будет иметь внушительное финансирование. На этом не раз акцентировала внимание в своих интервью Ольга Васильева, поэтому хочется верить, что поддержка действующих программ и введение инноваций будут обеспечены в полной мере.

Дополнительное образование

В 2017 году пристальное внимание планируется уделить дополнительному образованию. Особый упор будет сделан на программы технической и естественнонаучной направленности. Количество детей, занимающихся по этим программам, за 2017-2018 год должно вдвое увеличиться. Ожидается, что до 2020 года к дополнительному образованию удастся привлечь 75% учащихся. Количество секций и кружков в общеобразовательных учреждениях станет максимально разнообразным. По мнению О. Васильевой, идеальный вариант – наличие не менее пяти бесплатных кружков в каждой школе.

Во многих школах появятся детские хоры. Такие планы были озвучены Министерством культуры РФ, с подачи которого общеобразовательные учреждения смогут официально брать на работу руководителей хора и концертмейстеров. Тем временем на базе педагогических университетов будут проводиться курсы, которые помогут будущим педагогам научиться мотивировать детей к увлечению музыкой.

На базе центов дополнительного образования планируется создание детских технопарков. Это пообещал Д. Медведев в конце ноября 2016 года. Целью создания технопарков является предоставление детям больших возможностей для занятия творчеством, спортом, искусством и музыкой.

Чего ждать от ЕГЭ-2017?

Предыдущий опыт проведения ЕГЭ побудил Минобрнауки прибегнуть к некоторым новшествам, которые могут быть внедрены уже в 2017 году.

Самое неприятное для многих выпускников изменение – это третий обязательный для сдачи предмет. Вероятнее всего им станет история. В Министерстве образования давно говорят, что сегодняшние знания школьников, касающиеся различных исторических событий, оставляют желать лучшего, и логично предположить, что с помощью ЕГЭ можно исправить ситуацию. Иностранный язык, обществознание и физика, хоть и с меньшей долей вероятности, но также рассматриваются в качестве "кандидатов" на появление в списке обязательных экзаменов.

В утешение выпускникам 2017 года можно сказать: есть основания полагать, что на этот раз все обойдется, и идею с тремя обязательными предметами отложат до 2018 года.

Более приятной является новость о том, что участники ЕГЭ-2017 вправе пересдать один из обязательных предметов в дополнительный период, установленный единым расписанием.

Еще одно важное изменение касается появления единой шкалы оценивания. Это означает, что результаты ЕГЭ будут влиять на оценки в аттестате. Например, если сдать госэкзамен по русскому языку на тройку, то в совокупности с годовой пятеркой в аттестат пойдет четверка.

Планируется полностью убрать тестовую составляющую ЕГЭ. Упор будет делаться на творческие задания и опросы.

Кстати, выпускники Крыма все так же могут поступать в крымские ВУЗы на основании среднего бала аттестата и вступительных экзаменов. Хотя ЕГЭ можно сдать по желанию, если крымчанин захочет поступить в один из университетов материковой части РФ.

Новые предметы в школах

С 1 сентября 2017 года вполне вероятно появление новых предметов в школьных расписаниях. Речь может идти об астрономии и нашумевшей дисциплине "Основы религиозных культур и светской этики", которая должна воспитывать уважение к религиям и национальностям (подчеркнем, что этот предмет будет факультативным, а, следовательно, потребуется согласие родителей и школы на его проведение).

Точно известно, что ученики пятых - девятых классов будут изучать новый интересный предмет под названием "Робототехника". Начиная с 2017/2018 учебного года, школы постепенно начнут оснащаться 3D-принтерами, с которыми такие уроки станут еще интереснее.

Инклюзивное образование в 2017 году

Продолжится внедрение нового стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь родители смогут выбирать, в какой школе будет обучаться их особый ребенок: в специализированной или обычной.

При этом все школы должны иметь доступную среду и необходимое обеспечение для детей с ОВЗ, начиная от пандусов и заканчивая специальными учебниками со шрифтом Брайля.

Будут предъявляться и особые требования к учителям. В частности, к обучению детей с ОВЗ будут допускаться только педагоги, умеющие с ними работать.

Психологическая служба

В школах России катастрофически не хватает психологов! С таким заявлением выступила министр образования, и тут же успокоила общественность, пообещав, что в 2017 году эта проблема начнет решаться. В частности, планируется увеличить оплату труда психологам и предоставлять больше бюджетных мест абитуриентам, желающим освоить данную профессию.

Экспертная проверка учебников

До марта 2017 года будет проведена экспертиза всех учебников, которые используются в школах России, на предмет соответствия их содержания научными, педагогическими, общественными и этнокультурными нормами. К этому мероприятию будет привлечена Российская академия наук.

Льготы для медалистов при поступлении в вуз

Не так давно Рособрнадзор допустил возможность возврата льгот для обладателей золотых медалей при зачислении в ВУЗы. Но для этого должен быть разработан механизм объективной оценки учащихся. То есть медаль должна действительно быть свидетельством высокого уровня знаний абитуриента, а не стремления школы заявить о себе, как о "кузнице" медалистов.

Всероссийские проверочные работы

Еще одно интересное нововведение – Всероссийские проверочные работы по пяти не основным предметам для одинадцатиклассников. Пока что такие мероприятия точно будут проводиться в школах Москвы, но не исключено участие учебных заведений других городов. Особо переживать из-за этого не следует, так как пока все будет проводиться в рамках эксперимента, а потому результаты ВПР не отразятся на оценках.

Обучение только в первую смену

Постепенно школы России будут переходить на обучение только в одну смену – с утра до обеда. Эксперты настаивают на том, что обучение во вторую смену – это большая нагрузка на организм ребенка и фактор, из-за которого сбивается режим дня.

Электронные учебники

Не обойдется 2017 год и без технологических инноваций. Речь идет об электронных учебниках, которые появятся во всех школах страны. Их содержание будет соответствовать бумажным аналогам, но с дополнительным мультимедийным сопровождением.

Итак, в 2017 году участникам образовательного процесса нужно подготовиться к таким нововведениям, как:

Всестороннее развитие дополнительного образования;
Изменения в ЕГЭ: возможен третий обязательный предмет, отказ от тестовых заданий, результаты экзамена будут влиять на оценки в аттестате;
Появятся новые предметы в школьной программе;
Будет проведена экспертиза всех учебников;
Дети с ОВЗ смогут обучаться в обычных школах;
Улучшатся условия труда для школьных психологов.

В рамках Послания президента Федеральному собранию В. Путин говорил о необходимости сохранения глубины и фундаментальности образования. Грядущий год обещает во многом соответствовать этим словам.

Изменения в системе образования в 2017 году

Как и было обещано, в 2017 году школьники будут писать гораздо больше контрольных, чем в прошлом. Всероссийские проверочные по разным предметам ждут учащихся 4, 5, 10 и, что особенно важно, 11 классов. Внезапное решение организовать пять дополнительных контрольных по предметам, не входящим в ЕГЭ: истории, биологии, географии, химии и физике, - вызвало панику у выпускников, чья психика и без того подорвана подготовкой к единому экзамену. Однако все оказалось не так страшно, как выглядело сначала.

Во-первых, выяснилось, что контрольные эти пока не обязательные и вводятся по решению школы. И самое главное - то, чего больше всего опасались, - их результаты не будут влиять на аттестат. Пока одиннадцатиклассникам можно выдыхать.

Зато учащиеся 4 классов всех школ будут писать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. А для 5 классов вводятся ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии - в этом году они пройдут в режиме апробации, то есть тоже по добровольному решению школы. Демоверсии всех контрольных уже доступны в сети.

Молчание не золото

Судя по всему, от тестовой системы оценки знаний по некоторым дисциплинам будут, как и было обещано, постепенно уходить - экзамены по гуманитарным предметам уже в ближайшем будущем получат устную часть. ЕГЭ в этом году не тронули: для начала решили попробовать на ГИА.

Уже в 2017 году некоторые девятиклассники в качестве эксперимента будут сдавать русский язык устно. Будет ли экзамен по русскому языку устроен так же, как сейчас - иностранный, где устная часть сдается с помощью компьютера, или вернутся старые добрые экзаменаторы, пока неизвестно. По мнению экспертов, Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе в 11 классе может быть дополнен устной формой с 2019 года.

Новости психологии

В прошлом году произошло несколько громких и очень печальных событий с школьниками-подростками. Как обычно в таких ситуациях, все стали искать, кто виноват. Выяснилось, например, что система психологической поддержки есть далеко не во всех российских школах, а если и есть, то часто находится в недееспособном состоянии. В этом году на работу школьных психологов будут обращать особо пристальное внимание, их работу реформируют, а многие функции изменят. Чем это закончится на практике, пока неизвестно.

Кроме того, стало известно, что Министерство здравоохранения готовит свой курс психологии для школьников в рамках ОБЖ. Одной из его задач станет обучение детей противостоянию манипуляциям со стороны взрослых. Уже подобрана команда авторов, которые напишут учебники. Предполагается даже, что на психологическое просвещение школьников отведут 20 часов: урок будет проходить раз в неделю.

Трудовые будни

В прошлом году в Министерстве образования внезапно обратили внимание на то, что нынешний школьник лишен трудового воспитания. Он, в отличие предыдущих поколений, не оттирает парты от хулиганских надписей и не отковыривает жвачку от пола, не моет на дежурстве рекреации и раздевалки. Будет ли как-то в обязательном порядке в школе вводиться та или иная трудовая повинность, пока неизвестно. Но попутно выявилась реальная проблема: у подростка сегодня даже при всем желании нет никакой возможности подработать - любая деятельность 13-14-летнего человека упирается в понятие «детский труд», а он в нашей стране запрещен.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал прописать в программах для школ трудовое воспитание и общественно полезный труд и даже внести поправки в закон «Об образовании в РФ», Трудовой и Гражданский кодексы, которые сняли бы некоторые ограничения для организации трудового воспитания и упростили бы прием на работу несовершеннолетних. Эксперты предлагают подумать о льготах для работодателей, которые дают рабочие места школьникам.

Колледж вместо армии

С 1 января 2017 года вступил в силу закон, согласно которому студенты техникумов и колледжей получили отсрочку от армии на весь период обучения без ограничений по возрасту. В предыдущей версии закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка распространялась на студентов, не достигших возраста 20 лет. То есть те, кто шел в колледж или техникум после 9 класса, автоматически попадали под отсрочку, а вот те, кто решил получить профессиональное образование после 11 класса, оказывались в затруднительном положении. Молодой человек оканчивает школу в 17-18 лет, при длительности обучения в техникуме в три-четыре года на последнем курсе ему исполняется не менее 20 лет - то есть по прошлому законодательству отсрочка от армии в таком случае не действовала. С этого года от армии освобождаются все учащиеся колледжей и техникумов.

Задачи системы образования на 2017 год

Задачи системы образования на 2017 год:

Выполнение указов Президента Российской Федерации В.В. Путина, решений заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования;
- введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- продолжение создания условий для повышения профессионального уровня педагогических работников, повышение престижа профессии педагога;
- реализация Федеральной программы содействия созданию новых мест в общеобразовательных организациях;
- проведение мероприятий направленных на повышение качества образования, в том числе организация комплексной поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях;
- создание условий для получения дошкольного образования детьми раннего возраста;
- обновление содержания общего образования;
- развитие сети образовательных организаций, реализующих инновационные программы;
- проведение мер по сокращению избыточной отчетности учителей;
- внедрение нового формата школьной библиотеки;
- создание регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
- участие в конкурсе профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;
- реализация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» в формате детского технопарка;
- реализация концепции дополнительного образования детей;
- реализация модели повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников в условиях подготовки к введению профессиональных стандартов;
- создание особых условий для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным для Алтайского края профессиям, специальностям;
- развитие конкурсного движения, участие в национальном чемпионате «Молодые профессионалы» в рамках движения «Ворлдскиллс Россия»;
- создание региональных специализированных центров компетенций;
- повышение эффективности взаимодействия вузов с другими уровнями образования Алтайского края;
- совершенствование системы профориентационной работы.

Развитие в системе образования в 2017 году

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о нововведениях, которые ждут российское образование в 2017 году. В частности, глава Минобрнауки РФ отметила изменения в ГИА по русскому языку, всероссийские проверочные работы в 11 классах, а также реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ.

По словам Ольги Васильевой, изменений в сфере образования в этом году будет не так много. В частности, нововведения коснутся ГИА – государственной итоговой аттестации по русскому языку в устной его части.

"Осенью в некоторых регионах страны уже пройдет такой экзамен. Мы посмотрим, какой это будет формат. Где-то будет сдача экзамена комиссии, где-то – как это при сдаче иностранного языка – по компьютеру, - сообщила Ольга Васильева в интервью "Независимой газете". - Потом мы проведем аналитическую работу и будем знать, как этот экзамен нам развивать дальше. Из ЕГЭ по химии, биологии и физики в этом году мы убираем тестовые задания. В итоге тестовая часть исключена из всех предметов, кроме иностранного языка. И это, как мне кажется, хорошо".

Также министр рассказала о том, что в этом году будут проведены проверочные работы в 11-м классе по всем предметам, которые не входят в ЕГЭ.

"В этом нет никакого новшества. Такие работы идут каждый год. Просто в этом году они будут для всех по единым заданиям и в одно и то же время. Мое глубокое убеждение, что проверочные работы должны быть обязательными по всем предметам... Практику, когда натаскивают по одному-двум предметам в школе, нужно прекращать. Я училась в той школе, где все предметы были одинаковы важны", - добавила министр.

Глава Минобрнауки РФ отметила, что результаты ВПР по русскому языку среди второкласников оказались неутешительными: "Мы недавно организовали проверку по русскому языку для ребят из вторых классов примерно в 30 тысячах российских школ... Очень большой процент детей просто не смогли составить предложение из представленного им набора слов. Я убеждена: такого быть в нашей школе не должно".

Еще одно новшество касается пунктов реализации Стратегии научно-технологического развития РФ, которая была утверждена относительно недавно.

Министерство много работало над стратегией, в ней сформулированы приоритеты развития науки в стране. Что для нас важно, в стратегии нет, допустим, преференций для каких-то отдельных отраслей – будь то биология, физика или другая предметная область, - пояснила министр. - Зато там есть общественный заказ на исследования, который дает возможность науке ориентироваться самой, искать новые пути, давать ответы на те ожидания общества, которые есть. Это очень важно. И эта свобода научным организациям дана фактически впервые. Там еще работать и работать над документом, но что уже есть – заслуживает особого внимания.

Также министерство планирует продолжить работу с некоммерческим сектором. "Без привлечения общественных организаций решить поставленные задачи мы никак не сможем. 23 января начинается прием заявок на рассмотрение кандидатур в Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ. Я приглашаю всех принять участие в обсуждении кандидатур", - призвала Ольга Васильева.

Состояние системы образования в 2017 году

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

В конце августа официально будут опубликованы все изменения и нововведения в системе образования в 2018 году. На сегодняшний день уже многие из них известны. В основном изменения коснутся ЕГЭ, также планируется постепенное внедрение в образование современных электронных технологий.

Детям-инвалидам – обычные школы

В 2016 году вступил в силу закон об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. И уже в новом 2017/2018 учебном году многие дети-инвалиды будут получать образование в обыкновенных школах. Для этого во многих средних учебных заведениях были построены специальные пандусы, поручни, лифты и подъёмники. С целью помощи особенным детям было закуплено учебное пособие с увеличенным шрифтом и другое специализированное оборудование.

Все педагоги посетили курсы по повышению квалификации со специальной подготовкой, ведь помимо обучения, их основной задачей является формирование благоприятной среды для общения «особых» учеников с ровесниками.

ОГЭ в 2018 году

Выпускники 9-х классов, так же как и в прошлом году, будут сдавать экзамены по двум обязательным предметам: русскому языку и математике и двум по своим предпочтениям. И если в 2016 году только два обязательных экзамена влияли на оценки в аттестате, то согласно изменениям в школьном образовании с 2018 года будут учитываться все четыре экзамена. Помимо этого, по окончательным результатам экзаменов будет выставляться итоговая отметка.

А к 2018/2019 учебному году планируют ввести ещё дополнительно два экзамена. В итоге ученикам придётся готовиться к шести экзаменам: два обязательных и четыре по выбору.

Нововведения в ЕГЭ

В новом учебном году выпускникам средних учебных заведений не будут предоставлены тестовые задания при сдаче ЕГЭ. Это относится к таким предметам как: химия, физика, биология. Самые крупные изменения будут ожидать учеников при сдаче . Помимо письменной части, будет присутствовать ещё и устная, которая включает в себя собеседование на заданную тему (чаще всего это раскрытие основной темы знаменитого произведения). Это нововведение поможет проверить грамотность устной речи, умение учеников правильно вставлять в свою речь различные эпитеты и цитаты.

Главной интригой ЕГЭ до сих пор остаётся вопрос – изменится ли в 2017/2018 учебном году количество обязательных экзаменов? Существует предложение ввести дополнительные экзамены по истории и русской литературе, но это пока не подтверждено официально.

Однако ранее уже принято решение, что в 2020 году одним из обязательных экзаменов будет английский язык.

Высший бал по физкультуре за сдачу ГТО

Это новшество хорошо приняли во всех школах. Если ученик сдал все нормы ГТО, пятёрка в семестре по физкультуре ему обеспечена. Другие дети оцениваются по прежним критериям.

Задачи образования на 2017/2018 учебный год включают в себя и введение некоторых новых предметов:

  • робототехника (строение и использование роботов в различных сферах деятельности человека будут преподавать для учеников 5-7 классов);
  • финансовая грамотность (учёт финансовых семейных доходов и расходов, различные виды кредитования, накопление пенсионных средств).

Многие учебные заведения в новом учебном году будут предлагать своим ученикам электронные пособия. Это действительно благотворно повлияет на дальнейшее образование в различных ВУЗах.

Существует мнение, что с 2018 года будет платное общее образование. Да, действительно, было такое предложение, но по мнению многих депутатов это может привести к дополнительным растратам семейного бюджета, поэтому в 2017/2018 учебном году этого не предвидится.

Загрузка...
Top